Инновации в образовании, развитые и развивающиеся

Инновацией называется успешно внедренное нововведение, которое либо является ценным само по себе, либо увеличивает эффективность какого-либо процесса. Если рассматривать это понятие применительно к системе образования, то инновацией может считаться такое нововведение, которое повышает эффективность работы либо образовательной системы в целом, либо же отдельной образовательной технологии или процесса.

Некоторые локальные инициативы в сфере образования приносят ограниченный успехИнновации, внедряемые в этой сфере, призваны помочь в решении задач, которые ставятся перед образованием, то есть должны напрямую влиять на качество знаний, получаемых учащимися, и на усвояемость полученной ими информации.

Инновации в образование могут внедряться как системно, на уровне государства, так и в частном порядке, отдельной школой или высшим учебным заведением.

Например, во многих школах создаются специальные классы-лаборатории для занятий естественными науками (биологией, химией, физикой), организуются нестандартные формы занятий (например, выездные занятия или занятия-игры), проводятся беседы с психологом и оборудуются комнаты психологической разгрузки и отдыха для создания наиболее комфортной обстановки для обучаемых и, как следствие, лучшей усвояемости ими информации… Путей повышения эффективности обучения много, и применение их во многом зависит от позиции руководства учебного заведения, а также от организационных и финансовых возможностей учебного заведения.

В качестве примеров системного внедрения инноваций можно привести введение в школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников или применения билингвальной методики обучения иностранным языкам. Суть данного метода в том, чтобы на каком-то этапе изучения учащимися основного иностранного языка подключить изучение второго (как правило, базовым языком является английский, второстепенным – немецкий, реже французский). Также все большее распространение получают методики дистанционного образования, где «живое» общение преподавателей и обучаемых сведено к нулю, а обмен информацией осуществляется через интернет. Дистанционное обучение вообще можно считать одной из самых удачных инноваций, введенных в образовательную систему в последнее время, ведь с его помощью решились многие насущные проблемы. Так, возможность учиться получили дети-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, не имеющие возможности посещать занятия, а работодатели теперь могут осуществлять повышение квалификации работников без командирования их в соответствующие центры переподготовки.

Тем не менее, на сегодняшний день в России внедрение инновационных технологий в систему образования сталкивается с серьезными проблемами, главная из которых – отсутствие необходимого финансирования.

Инициатором и катализатором в науке должно быть государствоБесспорно, по сравнению с девяностыми годами прошлого века, когда школы и ВУЗы были предоставлены сами себе, ситуация улучшилась, однако говорить о кардинальном улучшении пока рано. Тех средств, что выделяются государством на нужды учебных заведений, хватает лишь на поддержание их „жизнедеятельности“ и выплаты заработной платы преподавательскому составу. И если вдруг в СМИ проскальзывает новость об успешном применении инновационных технологий в том или ином образовательном учреждении, то, как правило, речь идет о целевом финансировании какого-то крупного ВУЗа или школы, поэтому говорить о системном подходе не приходится.

Как следствие, наша система образования, которая еще несколько десятилетий назад считалась одной из лучших в мире, в своем развитии „топчется“ на одном месте, что критически сказывается на ее конкурентоспособности. Дошло даже до того, что дипломы российских ВУЗов считаются недействительными в некоторых западных странах.

Если обратиться к зарубежному опыту, то наиболее показателен пример развития системы образования в США, где проблема повышения качества обучения стояла очень остро. Государством постоянно вкладывались деньги в формирование инфраструктуры университетов, в разработку методических рекомендаций и учебных пособий, а из Европы регулярно „переманивались“ самые сильные педагоги.

Безусловно, не все инновации приносили пользу, бывали и ошибки – примером тому служит „система эффективных школ“, которую пытались внедрить в восьмидесятых годах прошлого века. Несмотря на свою популярность (работать по данной системе начали школы в двадцати пяти штатах), „система эффективных школ“, которая основывалась на усилении дисциплины и повышении требований к учащимся, а также вовлечении в учебный процесс родителей, не дала существенных результатов.

Однако, несмотря на некоторые неудачи, с основной задачей – поднять уровень образования – Соединенные штаты справились на „отлично“, и если раньше им приходилось „выписывать“ квалифицированные кадры из других стран, то теперь необходимость в этом практически отпала, ведь на подходе уже свои, „доморощенные“ специалисты.

Таким образом, можно заключить, что основным инициатором внедрения инноваций в систему образования должно быть государство. Применение инновационных технологий отдельными учебными заведениями имеет лишь локальный эффект, однако для „качественного скачка“ этого, увы, недостаточно.

10.07.2012, 4621 просмотр.

Поиск на сайте

Исследования

Психологические исследования: исследование конкретного случаяПсихологические исследования: исследование конкретного
Психологические исследования: опросПсихологические исследования: опрос
Психологические исследования: профильное исследованиеПсихологические исследования: профильное исследование
Психологические исследования: простой экспериментПсихологические исследования: простой эксперимент
Психологические исследования: внутрисубъектный планПсихологические исследования: внутрисубъектный план
Пишите