Инновации в образовании, развитые и развивающиеся

Инновацией называется успешно внедренное нововведение, которое либо является ценным само по себе, либо увеличивает эффективность какого-либо процесса. Если рассматривать это понятие применительно к системе образования, то инновацией может считаться такое нововведение, которое повышает эффективность работы либо образовательной системы в целом, либо же отдельной образовательной технологии или процесса.

Некоторые локальные инициативы в сфере образования приносят ограниченный успехИнновации, внедряемые в этой сфере, призваны помочь в решении задач, которые ставятся перед образованием, то есть должны напрямую влиять на качество знаний, получаемых учащимися, и на усвояемость полученной ими информации.

Инновации в образование могут внедряться как системно, на уровне государства, так и в частном порядке, отдельной школой или высшим учебным заведением.

Например, во многих школах создаются специальные классы-лаборатории для занятий естественными науками (биологией, химией, физикой), организуются нестандартные формы занятий (например, выездные занятия или занятия-игры), проводятся беседы с психологом и оборудуются комнаты психологической разгрузки и отдыха для создания наиболее комфортной обстановки для обучаемых и, как следствие, лучшей усвояемости ими информации… Путей повышения эффективности обучения много, и применение их во многом зависит от позиции руководства учебного заведения, а также от организационных и финансовых возможностей учебного заведения.

В качестве примеров системного внедрения инноваций можно привести введение в школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников или применения билингвальной методики обучения иностранным языкам. Суть данного метода в том, чтобы на каком-то этапе изучения учащимися основного иностранного языка подключить изучение второго (как правило, базовым языком является английский, второстепенным – немецкий, реже французский). Также все большее распространение получают методики дистанционного образования, где «живое» общение преподавателей и обучаемых сведено к нулю, а обмен информацией осуществляется через интернет. Дистанционное обучение вообще можно считать одной из самых удачных инноваций, введенных в образовательную систему в последнее время, ведь с его помощью решились многие насущные проблемы. Так, возможность учиться получили дети-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, не имеющие возможности посещать занятия, а работодатели теперь могут осуществлять повышение квалификации работников без командирования их в соответствующие центры переподготовки.

Тем не менее, на сегодняшний день в России внедрение инновационных технологий в систему образования сталкивается с серьезными проблемами, главная из которых – отсутствие необходимого финансирования.

Инициатором и катализатором в науке должно быть государствоБесспорно, по сравнению с девяностыми годами прошлого века, когда школы и ВУЗы были предоставлены сами себе, ситуация улучшилась, однако говорить о кардинальном улучшении пока рано. Тех средств, что выделяются государством на нужды учебных заведений, хватает лишь на поддержание их „жизнедеятельности“ и выплаты заработной платы преподавательскому составу. И если вдруг в СМИ проскальзывает новость об успешном применении инновационных технологий в том или ином образовательном учреждении, то, как правило, речь идет о целевом финансировании какого-то крупного ВУЗа или школы, поэтому говорить о системном подходе не приходится.

Как следствие, наша система образования, которая еще несколько десятилетий назад считалась одной из лучших в мире, в своем развитии „топчется“ на одном месте, что критически сказывается на ее конкурентоспособности. Дошло даже до того, что дипломы российских ВУЗов считаются недействительными в некоторых западных странах.

Если обратиться к зарубежному опыту, то наиболее показателен пример развития системы образования в США, где проблема повышения качества обучения стояла очень остро. Государством постоянно вкладывались деньги в формирование инфраструктуры университетов, в разработку методических рекомендаций и учебных пособий, а из Европы регулярно „переманивались“ самые сильные педагоги.

Безусловно, не все инновации приносили пользу, бывали и ошибки – примером тому служит „система эффективных школ“, которую пытались внедрить в восьмидесятых годах прошлого века. Несмотря на свою популярность (работать по данной системе начали школы в двадцати пяти штатах), „система эффективных школ“, которая основывалась на усилении дисциплины и повышении требований к учащимся, а также вовлечении в учебный процесс родителей, не дала существенных результатов.

Однако, несмотря на некоторые неудачи, с основной задачей – поднять уровень образования – Соединенные штаты справились на „отлично“, и если раньше им приходилось „выписывать“ квалифицированные кадры из других стран, то теперь необходимость в этом практически отпала, ведь на подходе уже свои, „доморощенные“ специалисты.

Таким образом, можно заключить, что основным инициатором внедрения инноваций в систему образования должно быть государство. Применение инновационных технологий отдельными учебными заведениями имеет лишь локальный эффект, однако для „качественного скачка“ этого, увы, недостаточно.

10.07.2012, 3828 просмотров.

Пишите