International Journal of Hydrogen Energy: К 2045 году будем летать на водороде

Летать на водороде — значит расширять возможности путешествий без использования ископаемых видов топлива. Технологии для этого активно развиваются.

Исследования Технологического университета Чалмерса (Швеция) показывают, что к 2045 году почти все авиаперевозки в радиусе 1200 км можно будет совершать на самолётах, работающих на водороде. А благодаря новому теплообменнику диапазон перелетов может стать ещё больше.

Коммерциализация водородных полетов может произойти очень быстро. Уже в 2028 году в Швеции могут состояться первые коммерческие водородные полеты, — говорит Томас Грёнштедт, профессор Технологического университета Чалмерса и директор центра компетенции TechForH2 при Чалмерсе.

В аэродинамических трубах Чалмерса можно увидеть некоторые технологические достижения. Здесь разрабатывают более энергоэффективные двигатели для большегрузных автомобилей, которые в перспективе будут работать на водороде.

Будущее водородной авиации малой дальности для Северной Европы

Самолёты, работающие на водороде, смогут выполнять полёты на малые и средние расстояния.

Исследование Чалмерса показало, что к 2045 году водородные рейсы могут покрыть 97% внутрискандинавских маршрутов и 58% скандинавского пассажиропотока.

Учёные предположили, что максимальная дальность полёта составит 750 миль. Для этого будет использоваться существующая модель самолёта, адаптированная для водородного топлива.

Также был представлен новый топливный бак, который вмещает достаточно изолированного сверххолодного жидкого водорода и легче современных топливных баков на ископаемом топливе.

Новые теплообменники для повышения расхода топлива

Теплообменники играют важную роль в водородной авиации и являются важным технологическим достижением. Чтобы водород в топливной системе был легче, его хранят в жидком виде при температуре около -250 °C. Теплообменники необходимы для передачи тепла между переохлаждённым водородом и двигателем, что позволяет охлаждать двигатели и делать их работу эффективнее за счёт отвода тепла от горячих выхлопов реактивных двигателей.

Исследователи из Чалмерса разрабатывают новый тип теплообменника. Технология использует низкую температуру хранения водорода для охлаждения деталей двигателя, а отработанное тепло выхлопных газов — для предварительного нагрева топлива перед впрыском в камеру сгорания.

Каждый градус повышения температуры снижает расход топлива и увеличивает запас хода. Мы смогли показать, что самолеты малой и средней дальности, оснащенные новым теплообменником, могут снизить расход топлива почти на восемь процентов. Учитывая, что авиационный двигатель — это зрелая и хорошо отработанная технология, это очень хороший результат для одного компонента, — говорит Карлос Ксисто, доцент кафедры механики жидкостей Чалмерса и один из авторов исследования.

Исследователи также отмечают, что при дальнейшей оптимизации подобная технология теплообменника в обычном коммерческом самолете Airbus A320 может обеспечить увеличение дальности полета до десяти процентов, что эквивалентно расстоянию по маршруту Гетеборг-Берлин (около 450 миль).

Швеция обещает большие инвестиции, несмотря на трудности

Правительства, университеты и частные компании работают над созданием водородной авиации.

В Швеции есть инновационный кластер Swedish Hydrogen Development Centre (SHDC), который объединяет ключевых игроков отрасли и экспертов из научных кругов. На недавнем семинаре SHDC исследователи из Чалмерса представили свои работы. Несколько коммерческих компаний заявили о крупных инвестициях в водородные полёты в ближайшие годы.

Технология хорошо развита, но есть проблемы с большими необходимыми инвестициями, а также развитием инфраструктуры, бизнес-моделей и партнёрских отношений для производства, транспортировки и хранения водорода. Ожидается, что для полного перехода потребуется около 100 миллионов тонн зелёного водорода в год.

По прогнозам специалистов, к 2050 году 30-40 процентов мировой авиации будет работать на водороде. Вполне вероятно, что в течение нескольких лет нам потребуется сочетание самолетов, работающих на электричестве, менее вредном для окружающей среды электронном реактивном топливе и водороде. Но каждый самолет, который может работать на водороде, получаемом из возобновляемых источников энергии, сокращает выбросы углекислого газа, — заключает Томас Грёнштедт.

11.07.2024


Подписаться в Telegram



Транспорт

9 из 10 новых автомобилей в Норвегии — полностью электрические
9 из 10 новых автомобилей в Норвегии — полностью электрические

Норвегия стоит на пороге того, чтобы стат...

Вертолеты-«косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км
Вертолеты-«косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км

Два вертолета Ми-8МТВ-1 перелетели из Каз...

NE: Батареи для электромобилей могут прослужить на 40% дольше, чем ожидалось
NE: Батареи для электромобилей могут прослужить на 40% дольше, чем ожидалось

Аккумуляторы электромобилей, подвергающихся об...

В Пензе разработали бионический подводный дрон
В Пензе разработали бионический подводный дрон

Новый подводный аппарат разработали в Пен...

В ОЭЗ «Алабуга» для перевозки грузов запустили роботы-грузовики
В ОЭЗ «Алабуга» для перевозки грузов запустили роботы-грузовики

6 автономных грузовых электрокаров Evocargo N1...

В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна
В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна

В лаборатории беспилотных систем и цифров...

Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы
Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы

Холдинг Вертолеты России передал Государственн...

Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле
Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле

К 2025 году на дорогах появятся миллионы ...

На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда
На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда

В Южно-Сахалинске стартовал Дальневосточный эн...

Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог
Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог

Сотрудники отдела радиофотоники МФТИ создали т...

ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров
ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров

Инженеры Университета Пурдю разработали систем...

В ПИШ КАИ повышают эффективность управления дорожным движением
В ПИШ КАИ повышают эффективность управления дорожным движением

Программный комплекс, разработанный молодыми у...

В Московском Политехе предложили новые подходы к стабилизации дронов
В Московском Политехе предложили новые подходы к стабилизации дронов

Магистрант Московского Политеха Владимир Карап...

Поиск на сайте

Знатоки клуба инноваций


ТОП - Новости мира, инновации

В США запустят строительство заводов по производству водородного топлива
В США запустят строительство заводов по производству водородного топлива
Астрономы в реальном времени увидели формирование джетов черных дыр
Астрономы в реальном времени увидели формирование джетов черных дыр
Ученые добились длительной квантовой запутанности между молекулами
Ученые добились длительной квантовой запутанности между молекулами
Как приручить термоядерное горение: ученые познают секреты работы с плазмой
Как приручить термоядерное горение: ученые познают секреты работы с плазмой
Руководитель Biomass Майкл Ферингер, ESA: Мы передадим спутник людям
Руководитель Biomass Майкл Ферингер, ESA: Мы передадим спутник людям
Для спасения среды от пластика предложили принцип «пятерной спирали»
Для спасения среды от пластика предложили принцип «пятерной спирали»
В Казани собрали первую в России установку для получения твердых пеллет гидратов
В Казани собрали первую в России установку для получения твердых пеллет гидратов
В Великобритании на приговор суда может повлиять акцент подсудимого
В Великобритании на приговор суда может повлиять акцент подсудимого
Гибель клеток кожи под ультрафиолетом вызывает стрессовая реакция РНК, а не ДНК
Гибель клеток кожи под ультрафиолетом вызывает стрессовая реакция РНК, а не ДНК
Аэробные упражнения — надежный союзник в борьбе с болезнью Альцгеймера
Аэробные упражнения — надежный союзник в борьбе с болезнью Альцгеймера
Открыт новый полупроводник с кристаллической решеткой в виде японского узора
Открыт новый полупроводник с кристаллической решеткой в виде японского узора
Темпе из нута и гороха станут новыми растительными белковыми продуктами питания
Темпе из нута и гороха станут новыми растительными белковыми продуктами питания
NatComm: Формы белков помогут глубже понять эволюционные связи
NatComm: Формы белков помогут глубже понять эволюционные связи
2900 лет до нашей эры люди приносили в жертву солнечные камни, моля о потеплении
2900 лет до нашей эры люди приносили в жертву солнечные камни, моля о потеплении
Российские ученые выяснили, что фиброз обратим
Российские ученые выяснили, что фиброз обратим

Новости компаний, релизы

Университет Иннополис открыл колледж для подготовки ИТ-специалистов и робототехников
На острие луча. В Сеченовском Университете состоялось открытие Академии лазерной хирургии
МФТИ подготовил более 140 специалистов в области синхротронных и нейтронных исследований
Разработанную по нацпроекту технологию для нижегородского завода наградили на международной выставке
Итоги работы Набережночелнинского педагогического университета в Центрах открытого образования представлены на совещании в М...