Молодая наука или первые шаги будущих ученых

Как дать творческому потенциалу детей раскрыться? Как вырастить настоящих гениев? Такими вопросами задаются родители и педагоги, стараясь передать подрастающему поколению максимум знаний и умений. Сейчас существует немало способов, позволяющих развить таланты учащихся и привлечь их к научному творчеству. 

Повод для исследования можно отыскать где угодно

Так, учителя со всей России и стран СНГ делятся своим опытом и примерами мотивации учеников в профессиональном онлайн сообществе «Образовательная Галактика Intel». Педагоги рассказывают, как организуют исследовательские проекты для детей, помогающие даже самым младшим школьникам самостоятельно решать практические задачи и принимать важные решения.

Так, ученикам средней школы № 23 города Коврова проектный вид деятельности помог не только узнать больше о биологии и медицине, но и решить такую элементарную бытовую проблему, как появление плесени.

Рыбакина Татьяна Ивановна, учитель 2 «А» класса, в котором в рамках конкурса „Социальный проект“ был реализована работа Как победить плесень?“ рассказывает, что однажды обнаружив в кабинете очаг появления плесени, ее ученики решили своими силами его устранить. Ребята начали искать эффективные методы борьбы с плесенью, для чего были опрошены специалисты – медицинские работники и строители. Затем школьники определили сторону горизонта проблемной стены и стали наблюдать за температурным режимом. На основе полученной информации вместе с учителем был разработан комплекс действий по устранению плесени. Ребята поддерживали в классе оптимальный микроклимат и приучились сами следить за порядком, а по итогам проекта выпустили информационный буклет. Успех их дела был во многом обеспечен наглядной пользой.

Преимущество работы в формате проекта бесспорно. Дети учатся находить разные пути решения задач, планировать свои действия, работать в команде. У них развивается критичность мышления и самостоятельность, а главное – повышается заинтересованность в работе. В результате дети приобретают качества, необходимые настоящему ученому. Кто знает, кто совершит следующее важнейшее научное открытие? Возможно, будущие Ломоносовы и Кулибины есть среди детей, которые сегодня делают лучше мир вокруг себя!

Сейчас у ребят есть масса возможностей для раскрытия творческого потенциала: участие в сезонных школах и научных конкурсах, реализация проектов в исследовательских лабораториях и STEM-центрах.

Ярким научным событием для старшеклассников является Intel ISEF – ежегодный смотр-конкурс молодых ученых. Каждую весну в США собираются претенденты на обладание так называемой «Малой Нобелевской премии». Вот уже более 60 лет талантливые школьники-изобретатели разрабатывают проекты и представляют их на суд высокопрофессиональному жюри, получая шанс проявить себя и привлечь внимание мирового сообщества ученых.

Одними из первых российских участников Intel ISEF 2015 стали Анастасия Воскобойникова из Нижнего Новгорода, Ольга Сметанина и Анастасия Смирнова из Нижегородской области. Девочки рассказали, почему им интересна исследовательская деятельность и что представляют собой их конкурсные проекты.

Ольга Сметанина, автор проекта «Комплексная оценка функционального состояния лейкоцитов организма-опухоленосителя in vitro в целях индивидуального прогноза реакции на лечение»:

«Серьезное увлечение биологией началось в 10 классе, когда в нашем лицее появилась возможность посещать спецкурс „Медицинская биология“, базирующийся на кафедре биологии НижГМА. Там я и познакомилась со своим будущим научным руководителем, которая увлеченно рассказывала о своем проекте. Удачно выступив весной на городской научной конференции „Эврика“, Ирина Андреевна предложила поучаствовать в Приволжском научно-инженерном конкурсе РОСТ, отборочном этапе Intel ISEF. С этого момента мы стали изучать теорию, все лето проводили эксперименты, а с сентября занялись обработкой результатов. Все наши совместные усилия не прошли даром, и моя команда оправдала надежды Ирины Андреевны. 

Моя работа является частью большого проекта кафедры биологии НижГМА «Поиск новых возможностей в диагностике и терапии злокачественных новообразований». Нам удалось модернизировать метод ДНК-комет, методика стала мобильнее, дешевле и безопаснее, а значит, доступнее для широкого круга российских исследователей. Разработка позволяет изучать состояние ДНК и жизнеспособность клеток крови гораздо быстрее и информативнее, чем при использовании прежних методик. Эти данные дают возможность в дальнейшем прогнозировать переносимость лечения индивидуально для каждого пациента».

Сейчас Ольга продолжает готовиться к Intel ISEF, дорабатывая проект, дополняя его новыми данными и экспериментами. Это интересная, но в то же время и волнительная работа: впереди ждет другая страна, английский язык, 1500 проектов-конкурентов, судьи – лауреаты Нобелевских премий… «Несмотря на это, меня переполняют эмоции, которые вселяют уверенность!» — говорит Ольга.

Увлечение Анастасии Воскобойниковой наукой началось с участия в конкурсе РОСТ два года назад. Тогда она впервые попала в общество увлеченных людей и увидела, насколько увлекательным может быть процесс исследования, поиска нового ответа на вопрос.

«Научная работа — это всегда интересно, ведь она является одновременно способом и мотивацией для поиска новой информации и для саморазвития, — рассказывает Анастасия, - кроме того, получение нового результата похоже на победу в соревнованиях, что обеспечивает хорошее настроение. Ещё работа в лаборатории даёт возможность общаться с людьми, которые не входят в мой обычный круг общения, а это позволяет мне перейти на уровень, отличающийся от уровня обычного школьника.

Для участия в Intel ISEF пришлось серьёзно увеличить темпы работы. Мы модернизировали установку и сейчас проводим серию новых экспериментов. Ещё пришлось расширить поиск литературы по направлениям, близким к направлению нашего исследования, в том числе пытаемся узнать что-нибудь о подобных работах за рубежом.

Наш проект «Речное цунами и безопасность для людей и сооружений, расположенных вдоль русел рек» заключается в следующем: при расчетах степени опасности некоторых гидросооружений не учитывались волны, которые будут образовываться при быстром обрушении плотины или дамбы, что привело к тому, что потенциально опасные территории плохо защищены от возможных разрушений. Итогом работы мы хотим сделать метод, который позволит более полно учитывать последствия аварий, а значит лучше обеспечивать безопасность людей и хозяйственно важных объектов. В этом состоит актуальность темы и её польза для человечества».

Каждое исследование — это шажок, на который человечество продвинулось к более светлому завтра. И пустьсначала он очень маленький. Множество таких шагов и ведёт к новым глобальным открытиям.

Автор Дарья Уставщикова

11.03.2015, 1721 просмотр.



Поиск на сайте

Новости компаний, релизы

НАИРИТ объявит итоги Всероссийского инновационного конкурса 21 февраля
НАИРИТ объявит итоги Всероссийского инновационного конкурса 21 февраля
«Инструменты инновационного развития»
«Инструменты инновационного развития»
3 причины перехода с печатной рекламы на цифровую
3 причины перехода с печатной рекламы на цифровую
Виды резервирования серверов для задач АСУ ТП
Виды резервирования серверов для задач АСУ ТП
Выбор клиники и лечащего врача с помощью специализированного сервиса
Выбор клиники и лечащего врача с помощью специализированного сервиса