Психологические исследования: корреляционные исследования
Цель корреляционных исследований
Такие исследования используются для того, чтобы найти связь между переменными. Есть три возможных результата корреляционных исследований: положительная корреляция, отрицательная корреляция и нулевая корреляция. Коэффициент корреляции — мера ее мощности — может колебаться от -1.00 до +1.00.
Положительная корреляция
Обе переменных увеличились или уменьшились в одно время. Коэффициент корреляции, близкий к +1.00, указывает на сильную положительную корреляцию.
Отрицательная корреляция
Показывает, что если одна переменная повышается, то вторая понижается, и наоборот. Коэффициент корреляции, близкий к -1.00, указывает на сильную отрицательную корреляцию.
Нулевая корреляция
Не показывает связи между двумя переменными. Коэффициент корреляции, равный 0, указывает на отсутствие корреляции.
Ограничения корреляционных исследований
В то время как корреляционные исследования могут предположить, что между двумя переменными есть связь, они не могут доказать, что одна переменная вызывает изменение другой переменной. Другими словами, корреляция не равна причинной обусловленности. Например, корреляционное исследование может предположить, что между академической успеваемостью и чувством собственного достоинства есть связь, однако нельзя сказать, что именно чувство собственного достоинства повышает или снижает успешность. Свою роль в данном случае могут сыграть и другие переменные, включая социальные связи, когнитивные способности, индивидуальность, социально-экономический статус и несметное число других факторов.
Типы корреляционных исследований
1. Натуралистическое наблюдение.
Натуралистическое наблюдение включает наблюдение и запись интересующих переменных в естественной среде без вмешательства или манипуляций экспериментатора.
Плюсы натуралистического наблюдения:
- дает экспериментатору возможность анализировать интересующие переменные в естественных условиях,
- может дать идеи для дальнейших исследований,
- может оказаться единственной альтернативой, если лабораторные эксперименты исключены.
Минусы натуралистического наблюдения:
- может оказаться трудоемким и дорогостоящим,
- не учитывает научный контроль переменных,
- экспериментаторы не могут управлять периферическими (сторонними) переменными,
- участники могут знать о наблюдателе и потому действовать иначе, чем обычно, то есть демонстрировать неестественное поведение.
2. Метод опроса.
Опрос и анкетирование — одни из наиболее часто используемых в психологических исследованиях методик. В таком исследовании случайная выборка участников заполняет опрос, тест или анкету, которые связаны с интересующими переменными. Случайная выборка — это важная часть для обеспечения обобщения результатов опроса.
Плюсы метода опроса:
- это быстро, дешево и просто. Исследователи могут собрать большое количество данных за относительно короткое время,
- более гибкий, нежели многие другие, метод.
Минусы метода опроса:
- на результат могут повлиять нерепрезентативная выборка или недостаточно проработанные вопросы,
- участники могут повлиять на результат. Некоторые, в попытке произвести впечатление на исследователя, лгут, чтобы выглядеть лучше.
3. Архивное исследование.
Архивное исследование выполняется в ходе анализа исследований, проводимых другими исследователями, или в ходе анализа историй болезни. Например, исследователи анализировали данные солдат, которые проходили службу во время гражданской войны, чтобы узнать больше о посттравматическом стрессовом расстройстве.
Плюсы архивного исследования:
- экспериментатор не может вносить изменения в поведение участников,
- большое количество данных обеспечивает лучшее представление относительно тенденций, связей и результатов,
- часто этот метод дешевле многих других. Ученые могут получать доступ к данным через находящиеся в свободном доступе архивы или базы данных.
Минусы архивного исследования:
- исследователи не могут контролировать процесс сбора данных,
- важные данные в отчетах могут попросту отсутствовать,
- предыдущие исследования могут оказаться недостаточно надежными.
02.08.2012, 8530 просмотров.