В Томском политехе создали первые образцы экологичного авиатоплива из биосырья
Ученые Томского политехнического университета создали первые образцы авиационного биотоплива из растительных масел и отходов нефтеперерабатывающих заводов.

Оно легче синтезируется, более стабильно к окислению при использовании по сравнению с обычными видами топлива.
Образцы прошли испытания на лабораторных стендах. Исследование показало, что новое топливо соответствует основным требованиям к авиационному топливу. Результаты представлены на XXII Менделеевском съезде.
Биотопливо производили с помощью каталитического крекинга, гидрокрекинга и синтеза Фишера-Тропша. В качестве сырья использовали талловое, рыжиковое, рапсовое масла, отходы кулинарных масел, а также смесь нефтяного сырья и масел — отходы нефтеперерабатывающих заводов, которые смешивали в разных пропорциях с маслами. Сырьевую базу планируют расширить.
Речь идет о нескольких десятках миллилитров керосина. Мы синтезируем биотопливо и получаем промежуточный продукт, который нужно разделить на фракции, чтобы выделить керосин. Этого объема достаточно для определения физико-химических свойств и химического состава топлива.
Особенность нашего продукта — относительно низкое содержание ароматических компонентов, которые способствуют образованию сажи при горении. Это снизит вредные выбросы в окружающую среду, — отмечает профессор ТПУ Дмитрий Глушков.
У авиационного биотоплива, разработанного в ТПУ, есть ряд преимуществ перед нефтяным. Оно меньше загрязняет окружающую среду и проще в производстве, а также более устойчиво к окислению. При этом новое топливо соответствует всем нормативным требованиям.
Кроме того, ученые ТПУ используют смесевое сырье, что позволяет эффективно перерабатывать отходы нефтеперерабатывающих заводов.
Цель синтеза биотоплива — сделать его совместимым с авиацией. По стандарту оно должно отвечать тем же требованиям, что и традиционное топливо.
У нашего биотоплива есть преимущества. Оно меньше окисляется и не меняет свойств во время полета. А еще у него лучше показатели дистилляции, поэтому топливную смесь можно приготовить быстрее, — добавляет Дмитрий Глушков.
Полученные образцы биотоплива протестировали на лабораторных стендах. Результаты сопоставимы с традиционным топливом.
Сейчас ученые анализируют полученные данные, чтобы определить наиболее перспективные виды биотоплива. В будущем планируется произвести большое количество биотоплива и испытать его на малогабаритных авиационных двигателях.
Команда специалистов из Передовой инженерной школы, Инженерной школы энергетики, Инженерной школы природных ресурсов и Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ вместе с экспертами авиационной отрасли разрабатывала и исследовала этот проект.
Источник: Пресс-служба Томского политехнического университета