Нефть XXI века: ЕС рискует остаться без собственного лития
Китай давно понял, что литий — это новая нефть, а ЕС все еще колеблется.

Литий — главный компонент современных аккумуляторов для электромобилей. Сегодня Китай контролирует этот рынок, а в Европе добычи нет. Но новое исследование показывает: у Европы есть серьезный потенциал для собственного производства лития, что улучшит конкурентоспособность, экологию и безопасность. Правда, на пути встают сложные цепочки международных поставок.
Европейский автопром дает 6% ВВП ЕС, но без своих аккумуляторов и электромобилей он рискует исчезнуть. Сейчас 20% новых машин в Европе — электрические, а к 2035 году ЕС планирует полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания.
Литий — ключевой элемент батарей, и заменить его нельзя. Кобальт и никель — можно, а литий — нет. Есть разработки с натриевыми аккумуляторами, но они слабее, и когда их запустят в массовое производство — неизвестно. Тот, кто контролирует добычу и переработку лития, держит все козыри. И этот игрок — Китай.
Китай годами финансирует свои «зеленые» технологии, а ЕС только начинает нагонять. Отдельным странам не потянуть такие затраты и риски, — говорит Андре Манбергер, эксперт по критически важным металлам из Лундского университета.
Вместе с аспирантом Цифань Ся он изучил мировую зависимость от лития. Вывод: Китай доминирует, а вся цепочка — от добычи до сборки аккумуляторов — опутана сложными связями.
Результаты опубликованы в издании Cell Reports Sustainability.
Риск не только в потере автопрома, но и в уязвимости Европы перед шантажом в случае конфликтов, — предупреждает Манбергер.
В новом исследовании ученые оценили месторождения лития в Европе, Китае и США. В ЕС есть залежи в Испании, Португалии, Германии, Франции, Сербии и Финляндии, но добыча пока не началась. Если разрабатывать их, зависимость от импорта сократится вдвое. К 2030 году Европе потребуется около 325 тысяч тонн карбоната лития.
Карбонат лития — соединение лития, используемое при производстве аккумуляторов. Получают из руды или соляных растворов. Главный промышленный продукт перед окончательной переработкой в металл.
Страна | Тип месторождения | Статус разработки |
---|---|---|
Испания | Рудные залежи | Планируется |
Германия | Геотермальные источники | Тестирование |
Португалия | Солевые растворы | Разведка |
Финляндия | Твердые породы | Заморожено |
Проблемы, которые мешают:
- Высокие затраты и протесты местных жителей.
- Риск загрязнения грунтовых вод.
- Ущерб природе и юридические сложности.
В Германии тестируют новый метод: добычу лития из геотермальных источников. Горячая вода, которую качают для отопления, содержит литий — его можно извлекать мембранными фильтрами. Это экологичнее и меньше злит соседей, но таких мест мало. Без обычных шахт не обойтись.
Манбергер надеется, что его работа покажет: у Европы есть варианты.
Не обязательно разрабатывать все месторождения. Надо решить, какие цели важнее.
Полная независимость от импорта — не самоцель. Нужны и другие меры: диверсификация поставок и эффективное использование ресурсов.
Но сможет ли Европа конкурировать с дешевыми китайскими батареями?
Будет трудно. ЕС пытается выстроить свои производственные цепочки, но если энергопереход уничтожит промышленность, поддержка «зеленых» инициатив может исчезнуть.
Исследование полезно тем, что:
- Конкретизирует запасы — показывает, где в Европе есть литий и сколько его можно добыть.
- Считает реалистичные объемы — 325 тыс. тонн к 2030 году, что снизит зависимость от Китая на 50%.
- Предлагает альтернативы — например, геотермальный литий в Германии.
- Обнажает риски — не только экономические, но и политические (шантаж в конфликтах).
Данные помогут ЕС принимать решения по субсидиям, регулированию и экологическим нормам.
Однако отметим, что исследование упускает скорость реализации. Даже если месторождения есть, на запуск добычи уйдет 5–10 лет (разведка, разрешения, инфраструктура). Китай за это время еще сильнее укрепит позиции. Кроме того, нет анализа себестоимости: европейский литий может оказаться дороже китайского, и тогда бизнес просто не захочет его покупать.
Ранее мы разбирались, что такое редкоземельные металлы.