Точка кипения: почему никелевые аккумуляторы могут быть опасны
Никель — важный элемент для аккумуляторов электромобилей. Он дешевле и доступнее кобальта, который сейчас широко используется, а еще он позволяет батареям запасать больше энергии.
Это значит, что машина сможет проехать больше километров без подзарядки. Но есть проблема: никель менее стабилен, чем другие материалы. Он быстрее изнашивается, хуже переносит высокие температуры и может быть опасным.
Ученые из Техасского университета в Остине и Аргоннской национальной лаборатории решили разобраться, как сделать никелевые батареи безопаснее и долговечнее. Они сосредоточились на катодах — одной из двух частей аккумулятора, которая помогает накапливать энергию.
Катоды с высоким содержанием никеля могут изменить рынок электромобилей, увеличив их запас хода, — говорит Арумугам Мантирам, профессор и один из авторов исследования, опубликованного в журнале Nature Energy.
Но для этого нужно понять, как сделать их стабильными при нагревании. Это ключ к созданию безопасных батарей.
Что выяснили ученые
- Они провели более 500 экспериментов с 15 разными материалами для катодов.
- Обнаружили, что у каждого катода есть «точка невозврата» — уровень заряда, после которого материал становится нестабильным.
- Эта точка зависит от того, насколько прочно связаны атомы металла и кислорода, а также от того, как ведет себя поверхность материала.
- Если батарея переходит эту границу, начинается цепная реакция: температура растет, выделяется еще больше энергии, и аккумулятор может загореться или выйти из строя.
Чтобы оценить, насколько катод устойчив к нагреванию, ученые разработали специальный индекс. Он учитывает:
- состав материала,
- содержание никеля,
- размер кристаллов,
- химические свойства поверхности.
Почему это важно
Исследование открывает путь к созданию более безопасных и мощных батарей для электромобилей. Это особенно важно сейчас, когда спрос на такие машины растет, а мир переходит на экологически чистые источники энергии.
Наша работа — это дорожная карта для индустрии, — объясняет Зехао Цуй, научный сотрудник группы Мантирама.
Мы показываем, как добиться высокой энергии без ущерба для безопасности.
Сейчас ученые продолжают изучать катоды и их термостабильность. Следующий шаг — добавить в уравнение электролиты. Это жидкость, которая помогает ионам двигаться между электродами, обеспечивая заряд и разряд батареи. Надежное взаимодействие между катодом и электролитом — ключ к повышению безопасности и эффективности аккумуляторов.
Ранее ученые открыли растение, способное накапливать никель.