Ученые создали дешевый водород из банок и морской воды
Алюминий, вода и немного магии — вот рецепт водорода будущего.

Водород — это перспективное топливо, которое не выделяет углекислый газ при использовании. Проблема в том, что сегодня его производят в основном из ископаемого сырья, так что экологичность под вопросом.
Инженеры MIT придумали способ, который может резко сократить углеродный след водорода. В прошлом году они показали, как получать водород из морской воды, переработанных банок из-под газировки и кофеина.
Оставалось проверить, можно ли масштабировать процесс и насколько он экологичен.
Теперь ученые провели полный анализ жизненного цикла технологии — от добычи алюминия до заправки автомобилей.
Результаты опубликованы в издании Cell Reports Sustainability.
Оказалось, что на каждый килограмм водорода приходится всего 1,45 кг CO₂.
Для сравнения, традиционные методы дают 11 кг выбросов.
Мы в одной лиге с «зеленым водородом» на основе ветра и солнца, — говорит Али Комбарги, ведущий автор исследования. — Алюминий может стать чистым источником энергии, особенно для транспорта и удаленных систем.
Как это работает
Обычно алюминий не реагирует с водой — его защищает оксидная пленка. Но если добавить сплав галлия и индия, защита исчезает, и металл начинает бурно выделять водород из воды.
Соль в морской воде помогает восстановить катализатор для повторного использования.
Почему это выгодно
- Переработанный алюминий вместо добычи нового снижает выбросы.
- Морская вода — бесплатный ресурс.
- Побочный продукт (боксит) можно продавать для электроники.
Уже есть прототип реактора размером с бутылку — он заправляет электробайк на несколько часов. Теперь команда работает над подводными применениями.
Этот метод решает две ключевые проблемы «зеленого» водорода: зависимость от редких металлов (как в электролизерах) и высокие затраты на ВИЭ. Алюминий — доступный материал, а морская вода есть везде. Технология особенно перспективна для островных государств и регионов без развитой энергосети.
Главный вопрос — рентабельность сбора и сортировки алюминиевого лома. Если спрос резко вырастет, может возникнуть дефицит, и часть сырья придется добывать, что увеличит углеродный след. Также неясно, как масштабировать производство катализатора (галлий-индий) без роста цены.
Ранее ученые разработали быстрый метод измерения углеродного следа.