Ученые улучшили цинк-йодные батареи сухими электродами

Максим Наговицын28.06.2025337

Сухие электроды, защитная пленка и никакого лития: ученые переосмыслили батареи для энергосетей.

Ученые улучшили цинк-йодные батареи сухими электродами
Источник: нейросеть

Исследователи из Университета Аделаиды придумали новый тип сухого электрода для водных батарей, который вдвое эффективнее обычных йодных и литий-ионных аналогов.

Результаты опубликованы в издании Joule.

Мы нашли способ создавать электроды для цинк-йодных батарей без традиционного «мокрого» смешивания йода, — объясняет профессор Шичжан Цяо, руководитель исследования. — Вместо этого мы просто смешиваем сухие порошки активных материалов и прессуем их в плотные самодостаточные пластины. А еще добавили в электролит простое вещество — 1,3,5-триоксан. Оно образует защитную пленку на цинковом аноде во время зарядки и не дает появляться дендритам — острым иглам, которые прокалывают батарею и выводят ее из строя.

Дендриты — это микроскопические «ветки» металла (например, цинка), которые растут на электроде во время зарядки. Как сосульки, они прокалывают разделительный слой, замыкают батарею и убивают ее емкость.

Цинк-йодные батареи безопаснее, дешевле и экологичнее литий-ионных, но до сих пор уступали им в емкости.

Новый метод решил эту проблему:

  • Рекордная плотность энергии — 100 мг активного вещества на см² (обычные электроды дают в 2–3 раза меньше).
  • Долгий срок службы — после 750 циклов батарея сохраняет 88,6% емкости, а тестовые образцы — почти 99,8% после 500 циклов.
  • Защита от дендритов — инфракрасная спектроскопия подтвердила, как триоксан создает стабильный барьер на цинке.
ПараметрНовые цинк-йодные батареиОбычные литий-ионные
Плотность энергии 45 Вт·ч/кг 90–250 Вт·ч/кг
Срок службы, циклы 750 — 88,6% емкости 500–1000 — 80–90%
Безопасность Не горят Риск возгорания
Сырье Цинк, йод Литий, кобальт

Это открытие приближает водные батареи к реальному применению в энергосетях. Сейчас их производство можно масштабировать, а если заменить тяжелые токосъемники и уменьшить объем электролита, плотность энергии вырастет до 90 Вт·ч/кг. В планах — испытать ту же технологию с бромом.

Главный плюс работы — снижение стоимости хранения энергии. Литий дорог и пожароопасен, а цинк и йод доступны и безопасны. Если технологию внедрят, это ускорит переход на возобновляемую энергетику: солнечные и ветряные станции смогут запасать излишки без риска возгорания. Еще один плюс — долговечность. 500–750 циклов с минимальной деградацией — это уже конкуренция для Li-ion.

Пока что плотность энергии (45 Вт·ч/кг) вдвое ниже, чем у литий-ионных аналогов (90–250 Вт·ч/кг). Для электромобилей такие батареи не подойдут, но для стационарных хранилищ — отличный вариант. Вопрос в скорости зарядки: в статье ее не упоминают, а для сетевых решений это критично.

Ранее ученые разработали новые стабильные батареи на основе цинка.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Энергия

Открыт новый материал для добычи водорода из воды
Открыт новый материал для добычи водорода из воды

Водород — топливо будущего, но ...

Не рвется, не горит: гидрогели дают цинку второй шанс
Не рвется, не горит: гидрогели дают цинку второй шанс

Что общего у цинк-ионного аккумулятора и&...

Невидимые пробки: почему кислород тормозит зеленую революцию
Невидимые пробки: почему кислород тормозит зеленую революцию

Платина делает водородные технологии дорогими,...

Не сыпь мне соль на электрод: открыт секрет долгой жизни батарей
Не сыпь мне соль на электрод: открыт секрет долгой жизни батарей

Литиевая соль в натриевом аккумуляторе&nb...

MoS₂ улучшает твердотельные батареи без анода
MoS₂ улучшает твердотельные батареи без анода

Ученые нашли способ заставить литий вести себя

Если не нефть, то что: чем заменят углеводороды
Если не нефть, то что: чем заменят углеводороды

За последние 100 лет нефть дала нам 

Разработан новый метод изучения литий-металлических батарей
Разработан новый метод изучения литий-металлических батарей

Представьте батарею, которая держит заряд в&nb...

Ученые улучшили цинк-йодные батареи сухими электродами
Ученые улучшили цинк-йодные батареи сухими электродами

Сухие электроды, защитная пленка и никако...

Перовскиты отправят кремний в солнечных панелях на пенсию
Перовскиты отправят кремний в солнечных панелях на пенсию

Они светятся, хранят тепло и делают энерг...

Ученые ускорили передачу энергии в 1,2 раза
Ученые ускорили передачу энергии в 1,2 раза

Представьте, что солнечный свет можно упл...

Ночная смена: антисолнечные панели работают после захода солнца
Ночная смена: антисолнечные панели работают после захода солнца

Представьте панели, которые оживают с нас...

Лампа на всю жизнь: ученые приблизили эпоху вечных диодов
Лампа на всю жизнь: ученые приблизили эпоху вечных диодов

Ученые нашли способ заставить перовскиты свети...

Ученые нашли новый источник нефти в Татарстане
Ученые нашли новый источник нефти в Татарстане

Глубоко под Татарстаном лежат породы, кот...

Разработан новый катализатор для батарей будущего
Разработан новый катализатор для батарей будущего

Ученые нашли способ заставить серу работать на...

Термояд и деление: брак по расчету или билет в чистую энергетику
Термояд и деление: брак по расчету или билет в чистую энергетику

В лабораториях Курчатовского института плазма ...

Разработан датчик из бумаги, который не нуждается в батарейках
Разработан датчик из бумаги, который не нуждается в батарейках

Когда ученые соединили медные провода и б...

Энергия из канализации: когда отходы платят за свою переработку
Энергия из канализации: когда отходы платят за свою переработку

Бактерии, которые обычно ассоциируются с ...

Искра Солнца на Земле — и искусственный разум, который её хранит
Искра Солнца на Земле — и искусственный разум, который её хранит

В лабораториях по всему миру раскалённая ...

Холодный синтез — почему о нем снова говорят
Холодный синтез — почему о нем снова говорят

В 1989 году два химика встряхнули научный...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха