Золотая шероховатость: как неровности на атомах ускоряют топливные элементы
Ученые придумали новый способ улучшить эффективность топливных элементов.

Схематичное изображение создания атомно-шероховатых поверхностей с помощью катализируемого золотом восстановления ионов металла. Источник: YANG’s group
Они создали золотые катализаторы с шероховатой поверхностью на атомном уровне, которые ускоряют окисление этанола — ключевую реакцию в спиртовых топливных элементах.
Результаты опубликованы в Science Bulletin, и они могут изменить подход к разработке таких устройств.
Сейчас лучшие катализаторы для этой реакции — платина и палладий, но у них есть проблема: промежуточные продукты слишком прочно прилипают к поверхности, блокируя активные центры. Чтобы решить это, ученые пробуют разные методы — сплавы, наночастицы особой формы, модификацию поверхности.
Команда из Института инженерных процессов Китайской академии наук и Университета Яньшань решила совместить два подхода: создать шероховатую поверхность с большим количеством активных центров и использовать эффект соседних атомов золота, которые меняют электронные свойства катализатора. Сначала они синтезировали сплавы золота с палладием или серебром, а затем добавили на их поверхность еще один металл — палладий, платину или медь.
Электронная микроскопия и спектроскопия подтвердили, что получились наночастицы с нужной структурой.
Электрохимические тесты показали, что частицы AuPd-Pt работают лучше всех: их удельная активность в 14,9 мА/см², а массовая — 28,5 А/мг, что превосходит даже коммерческие катализаторы на основе палладия.
Дальнейший анализ выявил интересный нюанс: реакция идет не до конца, образуя ацетат вместо углекислого газа. Это не недостаток, а преимущество — такой путь требует меньше энергии и меньше засоряет катализатор.
Мы не только нашли новый способ создания шероховатых поверхностей, но и лучше поняли, как проектировать наноструктуры для катализа, — говорит профессор Цзюнь Ян.
Пока исследование не охватило все аспекты: например, не измеряли точный выход продуктов реакции. В будущем добавят хроматографию и другие методы для полного анализа.
Этот метод позволяет:
- Увеличить эффективность топливных элементов, снизив затраты на катализаторы.
- Уменьшить «отравление» катализатора промежуточными продуктами.
- Понять, как управлять реакцией, выбирая между полным и неполным окислением.
Хотя результаты впечатляют, авторы не проверили долговечность катализатора в реальных условиях. Топливные элементы работают годами — а тесты могли длиться лишь часы.
Ранее ученые раскрыли секрет каталитической эффективности платины.