BMJ Open: 6+ часов малоподвижного отдыха связаны с удвоением риска фибромиомы
Ежедневные шесть и более часов сидячего образа жизни могут удвоить риск развития фибромиомы матки у женщины еще до наступления менопаузы, говорится в исследовании, опубликованном в журнале BMJ Open с открытым доступом.
Риск появления этих доброкачественных, но потенциально крупных и болезненных новообразований в матке, похоже, возрастает одновременно с количеством времени, проведенного в сидячем или лежачем положении в течение дня, говорится в результатах исследования.
Фибромиома матки — наиболее распространенная доброкачественная опухоль у женщин детородного возраста, распространенность которой варьируется от 4,5 до 69%, говорят исследователи.
Эти новообразования могут не вызывать никаких симптомов, но могут быть связаны с аномальными кровотечениями, тазовыми и абдоминальными болями, бесплодием и т.д., добавляют они.
Сидячий образ жизни связан с опухолями, которые зависят от женского гормона эстрогена, такими как рак эндометрия, яичников и молочной железы; фибромиомы матки также подпитываются эстрогеном.
Поэтому исследователи хотели выяснить, существует ли связь между сидячим образом жизни и риском развития фибромиомы матки.
Они использовали данные когорты Юньнань Китайского многоэтнического когортного исследования (China Multi-Ethnic Cohort Study) — проспективного общинного долгосрочного исследования на юго-западе Китая, в котором приняли участие 99 556 человек из пяти провинций.
Окончательная выборка исследования включала 6623 женщины в возрасте от 30 до 55 лет, у которых еще не наступила менопауза.
У каждой из женщин была собрана базовая информация. К ним относились менструальный/репродуктивный анамнез, количество детей и возраст первых родов, использование контрацептивов, сидячий образ жизни, физическая активность, рацион питания, рост и вес.
Средний возраст начала менструации и первых родов составил 13-16 и 20-24 года соответственно, и почти 84% имели более двух детей.
Сидячий образ жизни классифицировался как 1,5 или менее часов в день в метаболическом эквиваленте (MET) в положении сидя или лежа. МЭТ выражает количество энергии в калориях, затрачиваемой за час физической активности.
Участников попросили указать, сколько времени они проводят за настольными играми, за экраном, за чтением, вязанием и другими подобными занятиями, а затем разделили на четыре группы по сидячему образу жизни: менее 2 часов в день; 2-3,99 часов в день; 4-5,99 часов в день; 6 и более часов в день.
Примерно 6 из 10 женщин (61%) проводили сидячий досуг 2-3,99 часа в день.
В общей сложности 562 (8,5%) женщины имели фибромиому матки, распространенность которой увеличивалась с возрастом. Наиболее высокие показатели (в 2,5 раза) были у женщин в возрасте 50 лет и старше.
Вес (ИМТ), количество живорожденных (более 2), менструальный статус, время после последних живорожденных (13-17 лет и далее), физическая активность и малоподвижный образ жизни были связаны с фибромиомой матки.
При этом чем больше времени уделялось сидячему образу жизни, тем выше был риск развития фибромиомы матки. И после учета потенциально влияющих факторов, сидячий образ жизни в течение 6 и более часов в день был связан с риском, вдвое превышающим риск женщин, которые проводили меньше 2 часов.
Хотя сидячий образ жизни не был связан с распространенностью фибромиомы у женщин в пременопаузе, он был связан с распространенностью фибромиомы у женщин в перименопаузе: риск был в 5 раз выше среди тех, кто проводил 6 и более часов сидячего образа жизни в день, чем среди тех, кто проводил менее 2 часов.
Это обсервационное исследование, и поэтому оно не может установить причинно-следственные связи. Кроме того, исследование опиралось на субъективную оценку многих факторов, отмечают исследователи.
Но одним из возможных объяснений наблюдаемых ассоциаций может быть то, что сидячий образ жизни связан с ожирением, которое является фактором риска развития фибромиомы матки, говорят исследователи. И сидячий образ жизни, и ожирение повышают уровень эстрогена в организме.
Другие возможные объяснения включают известные ассоциации между сидячим образом жизни и метаболическими нарушениями, хроническим воспалением и дефицитом витамина D, предполагают они.
Это перекрестное исследование, основанное на естественной популяции, показало, что [сидячий образ жизни] имеет линейную положительную корреляцию с [фибромиомой матки], что указывает на то, что [он] может быть независимым фактором риска, — заключают они.