Двойной удар: лекарство от малярии, которое бьет и по клещам, и по комарам
Ученые нашли новый способ использовать старый препарат в извечной борьбе с малярией.

Представьте себе лекарство, которое вы принимаете сами, а от него гибнут комары, которые вас кусают. Это не фантастика, а реальный принцип действия известного препарата ивермектина в борьбе с малярией. Самый масштабный на сегодня эксперимент под названием BOHEMIA, который координировал Барселонский институт глобального здравоохранения при поддержке фонда «ла Каиша», показал обнадеживающие результаты.
Малярия по-прежнему остается одной из главных угроз для человечества: в 2023 году зафиксировали 263 миллиона случаев и 597 тысяч смертей. Главные средства защиты — москитные сетки, пропитанные инсектицидом, и распыление ядов внутри домов — постепенно теряют эффективность. Комары стали устойчивыми к ядам и стали кусать людей на улице или в сумерках, когда те не под защитой сеток. Нужно срочно искать новые решения.
Ивермектин, давно используемый для лечения таких тропических болезней, как речная слепота и слоновость, может стать таким решением. Он действует не на паразита в человеке, а на переносчика — комара. Когда комар кусает человека, принявшего ивермектин, он погибает. Это новый подход в борьбе с малярией, особенно там, где старые методы уже не справляются.
Подробности опубликованы в издании New England Journal of Medicine.
В рамках финансируемого Unitaid проекта BOHEMIA в двух регионах Африки с высоким уровнем малярии провели массовое раздача лекарств. В Кении, в округе Квале, ивермектин ежемесячно давали детям от 5 до 15 лет, а в Мозамбике, в районе Мопея, — детям до пяти лет. Препарат выдавали три месяца подряд в начале сезона дождей.
В Кении результаты впечатлили. У детей, которые получали ивермектин, новые случаи заражения малярией сократились на 26% по сравнению с теми, кто получал стандартный препарат альбендазол. В исследовании участвовало более 20 000 человек, было выдано больше 56 000 доз. Эффект был особенно заметен у тех, кто жил в глубине районов, где охват лекарством был выше. Препарат подтвердил свой безопасный профиль: серьезных побочных эффектов не было, только легкие и кратковременные недомогания, которые уже известны по его применению против других болезней.
Мы в восторге от этих результатов, — говорит Карлос Чаккур, один из главных исследователей проекта. — Ивермектин показал большой потенциал и может дополнить существующие меры контроля. Если исследования продолжатся, массовый прием ивермектина может стать эффективным инструментом в борьбе с малярией и даже помочь ее ликвидировать.
Джозеф Мвангаги из Исследовательской программы KEMRI подтверждает:
Эти результаты соответствуют критериям Всемирной организации здравоохранения для новых средств борьбы с переносчиками. Массовый прием ивермектина может стать ценным дополнением, особенно там, где у комаров выработалась устойчивость к инсектицидам.
В Мозамбике эксперименту помешали силы природы: циклон Гомбе и вспышка холеры в 2022 году серьезно нарушили ход работ.
Самый важный урок из Мозамбика — без доверия местных сообществ ничего не получится, — объясняет Франсишку Сауте, директор Исследовательского центра в Маньисе. — Тесное сотрудничество с министерством здравоохранения и местными властями было ключом к успеху.
Польза от ивермектина оказалась шире, чем просто борьба с малярией. Исследователи заметили, что там, где его раздавали, резко сократились случаи чесотки и вшей, а в Кении местные жители сообщили, что почти исчезли клопы.
Это исследование — часть глобальных усилий по оценке потенциала ивермектина. Выводы уже изучили эксперты ВОЗ. Они признали эффект и рекомендовали провести дополнительные изыскания.
Эта работа может изменить подход к профилактике малярии, — заключает Регина Рабинович, руководитель проекта. — У нас появляется новый метод с проверенным профилем безопасности, который может усилить эффект от других доступных сегодня инструментов.
Реальная польза этого исследования многогранна.
- Во-первых, оно предлагает тактическое решение для преодоления одного из главных тупиков в борьбе с малярией — устойчивости комаров к инсектицидам. Это не замена сеткам, а их «умное» дополнение.
- Во-вторых, механизм действия «человек как приманка» позволяет поражать комаров, которые кусают на улице и в другое время суток, куда не достают классические методы.
- В-третьих, ивермектин — дешевый, хорошо изученный и производимый препарат. Его интеграция в существующие системы здравоохранения в эндемичных странах может быть относительно быстрой и дешевой по сравнению с разработкой и внедрением совершенно новых технологий.
Наконец, выявленные «побочные» полезные эффекты против кожных паразитов значительно повышают рентабельность таких кампаний и улучшают общее качество жизни населения, что является мощным стимулом для участия сообществ.
Главное критическое замечание касается не результатов в Кении, а их обобщаемости. Исследование столкнулось с серьезными проблемами в Мозамбике из-за внешних факторов (циклон, холера), что не позволило получить сопоставимые данные из второго региона. Это подчеркивает ключевую проблему для реального развертывания стратегии: ее уязвимость перед логистическими и чрезвычайными проблемами в самых бедных и нестабильных регионах, где малярия как раз и свирепствует больше всего. Кроме того, снижение на 26% — это значимо, но недостаточно для полного контроля над болезнью. Эффект сильно зависел от охвата и места проживания, что указывает на необходимость почти идеального охвата населения, чего на практике достичь крайне сложно. Вопрос долгосрочной устойчивости подхода и потенциального развития резистентности у комаров к ивермектину также остается открытым.
Ранее ученые обнаружили белки, которые помогут лечить малярию.



















