Nature Neuroscience: Нейростимуляция контура мозга поможет в лечении ПТСР
Учёные из больницы Brigham and Women's Hospital выяснили, что нейростимуляционная терапия может помочь в лечении посттравматического стрессового расстройства, ПТСР, у ветеранов.
В исследовании участвовали 193 ветерана Вьетнамской войны с проникающими черепно-мозговыми травмами. Оказалось, что у людей с повреждением миндалины — центра страха в мозге — вероятность развития ПТСР была ниже.
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience.
Это реальное заболевание мозга, которое можно локализовать в определённых мозговых цепях, — говорит Шан Сиддики, психиатр из Центра терапии мозговых цепей Бригама и доцент кафедры психиатрии Гарвардской медицинской школы.
Сиддики работала с другими исследователями из Центра терапии мозговых контуров Бригхэма, а также с учёными из Медицинской школы Файнберга при Северо-Западном университете, Медицинской школы Альперта при Университете Брауна и Медицинской школы Университета Дьюка. По его словам, предыдущие исследования показали, что люди с повреждением миндалины реже страдают от ПТСР. Команда хотела найти способ лечения этого заболевания.
Миндалину, расположенную глубоко в мозге, трудно стимулировать без хирургического вмешательства.
Ранее исследователи Центра терапии мозговых контуров обнаружили, что транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) помогает лечить депрессию и зависимость. Они надеются расширить область применения этого метода и выявить мишени для лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
По словам Майкла Фокса, доктора медицины и директора Центра терапии мозговых контуров, одна из проблем при разработке метода стимуляции мозга для лечения ПТСР — это определение правильной терапевтической мишени.
Фокс рассказал, что в предыдущих испытаниях пытались использовать схему для лечения депрессии, но она не сработала при лечении посттравматического стрессового расстройства.
Чтобы составить схему, команда исследовала 193 пациента с проникающими черепно-мозговыми травмами из Вьетнамского исследования черепно-мозговых травм под руководством Джордана Графмана из Северо-Западного университета. Они выясняли, развилось ли у этих ветеранов посттравматическое стрессовое расстройство через 20 лет после войны во Вьетнаме.
У некоторых ветеранов с осколочными ранениями головы развилось посттравматическое стрессовое расстройство, у других — нет, — говорит Фокс.
Последствия для второй группы были менее серьёзными, чем для тех, чей мозг не был повреждён.
По словам Фокса, данные Графмана сыграли ключевую роль в исследовании, так как он точно установил места повреждений и связанные с ними неврологические последствия у каждого пациента.
Исследователи предположили, что существует цепь, которая защищает от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в случае повреждения.
Они нанесли на карту места соединения повреждений мозга с помощью электрической схемы и человеческого коннектоида. Затем полученные данные сравнили со 180 ветеранами без повреждений мозга. У некоторых из них было ПТСР, у других — нет. Оказалось, что взаимосвязь внутри контура коррелирует с наличием или отсутствием расстройства.
В конце исследователи изучили предыдущие испытания ТМС для лечения ПТСР и выяснили, можно ли использовать эту цепь для терапии.
Фокс говорит, что испытания со стимуляцией выявленной цепи давали хорошие результаты у пациентов.
В клинике Acacia Mental Health в Калифорнии исследовали возможность лечения посттравматического стрессового расстройства с помощью ТМС. Для этого врачи проконсультировались с Сиддики и получили информированное согласие пациента. В результате лечения по схеме, найденной в ходе исследования, симптомы пациента улучшились.
Фокс сказал, что случай с одним пациентом показывает, как результаты исследования могут применяться в лечении. Прежде чем препарат станет доступен всем, нужно провести исследование схемы лечения и получить одобрение FDA.
Сиддики отметила, что неизвестно, как изменятся результаты лечения, если пациент во время терапии находится в состоянии страха из-за ПТСР, а не расслаблен. Фокс добавила, что в исследовании участвовали только ветераны, поэтому нет уверенности, что схема будет работать так же для людей без ПТСР.
Фокс подчеркнула, что предстоит ещё много работы, но сделан важный шаг к определению эффективного лечения для пациентов, которые остро в нём нуждаются.