Трещины стали пропастью: пандемия COVID-19 ударила по детям не только вирусом
Пандемия COVID-19 усугубила неравенство в сфере здоровья и спровоцировала эпидемию психических расстройств среди детей, изменив их будущее.
В своей книге «Потерянное поколение COVID-19» британский врач Джатиндер Хайре анализирует, как кризис обнажил давние проблемы системы. Он показывает, что после многолетнего сокращения госрасходов на медицину и образование пандемия ударила по самым уязвимым — детям из бедных семей.
Что произошло
- Школы перешли на удаленку, но у многих не было ни компьютеров, ни нормального интернета.
- Дети из обеспеченных семей продолжали учиться с репетиторами, а остальные отставали.
- Для некоторых школа была единственным местом, где кормили и защищали от домашнего насилия.
Это не просто пробелы в учебе, — говорит Хайре.
Постоянный стресс меняет детскую психику, повышая риск депрессии и тревожности на всю жизнь. Если ничего не делать, последствия скажутся на всем обществе: больше болезней, меньше специалистов, рост бедности.
Что предлагает эксперт
- Ввести бесплатную психологическую помощь для детей, особенно в неблагополучных районах.
- Увеличить финансирование школ в бедных регионах.
- Создать систему, где помощь получают все, но больше ресурсов — у тех, кому они критически нужны.
Если сейчас не изменить подход, — предупреждает Хайре, — миллионы детей так и не реализуют свой потенциал, а неравенство станет только глубже.
Работа Хайре важна не только как констатация проблем, но и как четкий план действий. Он связывает экономику, образование и здоровье, показывая, как недофинансирование школ сегодня приводит к хроническим болезням завтра. Его выводы — это аргумент против «экономии на социальной сфере» и напоминание, что вложения в детей окупятся снижением госрасходов на медицину и соцподдержку в будущем.
Ранее ученые заметили, что в эпоху удаленки лидерство определяют отношения, а не личные качества.