Воспаление при синдроме Марфана вредит нервной системе
Исследование Института нейронаук Автономного университета Барселоны показало, что воспаление при синдроме Марфана делает мозг уязвимее к неврологическим болезням и осложнениям после инсульта.

Слева — мозг здоровой мыши, справа — мозг мыши с синдромом Марфана. Коричневая окраска показывает, что при болезни астроцитов становится значительно больше — это признак воспаления, связанного с заболеванием. Источник: Inc-UAB
Эксперименты проводили на мышах, но выводы важны и для людей.
Результаты опубликованы в издании Redox Biology.
Синдром Марфана — генетическое заболевание, поражающее соединительную ткань, которая поддерживает органы и сосуды. Обычно о нем говорят в контексте проблем с сердцем, сосудами или скелетом, но теперь выяснилось: мозг тоже страдает. Ученые обнаружили, что даже без серьезных сосудистых катастроф у таких пациентов выше риск повреждений из-за нехватки кислорода и последующих неврологических нарушений.
Команда под руководством профессора Франсеска Хименеса-Альтайо изучила мышей с синдромом Марфана — молодых и старых, самцов и самок. Они анализировали активность генов, маркеры воспаления, состояние сосудов и реакцию мозга на временное прекращение кровотока. Оказалось:
- У молодых самцов и пожилых самок сильнее меняется работа генов, связанных с воспалением и восстановлением тканей.
- Воспаление в мозге начинается рано и сохраняется всю жизнь, нарушая его нормальную работу.
- Проблемы с белком TGF-β, который регулирует рост клеток, ухудшают состояние сосудов и межклеточного матрикса.
Это объясняет, почему у людей с синдромом Марфана чаще возникают неврологические проблемы, даже если сердце и сосуды в порядке, — говорит Хемма Маних, ведущий автор работы.
Теперь мы понимаем, что таким пациентам нужно уделять больше внимания здоровью мозга. А еще — что лечение должно учитывать возраст и пол, — заключает Хименес-Альтайо.
Этот прорыв важен по трем причинам:
- Ранняя диагностика — теперь врачи будут знать, что пациенты с синдромом Марфана в группе риска не только по части сердца, но и мозга. Можно заранее принимать меры.
- Персонализированный подход — раз реакция зависит от пола и возраста, лечение можно точнее подстраивать под пациента.
- Новые мишени для терапии — белок TGF-β и воспалительные пути — потенциальные точки воздействия для будущих лекарств.
Все хорошо, но нельзя забывать, что исследование проведено на мышах, а их физиология отличается от человеческой. Пока неясно, насколько точно эти данные переносятся на людей. Нужны клинические испытания.
Ранее ученые научили ИИ диагностировать синдром Марфана по фото лица.