Гиперзвук без ожогов: новый материал отводит тепло по секретным каналам
Гиперзвуковые полеты — это не только скорость, но и адский жар, с которым не каждый материал справится.

Быстрое развитие аэрокосмических аппаратов нового поколения, рассчитанных на длительные полеты и сверхвысокие скорости, приводит к сильному нагреву корпуса и серьезным механическим нагрузкам из-за вибраций, ударов и перепадов температур. Чтобы сохранить прочность конструкции, эффективность работы и безопасность экипажа и оборудования, нужны надежные теплозащитные системы. Ученые давно ищут материалы, способные выдерживать экстремальные температуры гиперзвукового полета.
Теплозащитная система (ТЗС) — это многослойная конструкция, которая предохраняет летательный аппарат от перегрева, поглощая или отражая тепловую энергию, возникающую при трении об атмосферу на высоких скоростях.
Одно из перспективных решений — композиты на основе углеродного волокна (CBCF). Они легкие, пористые, отлично держат форму при нагреве и хорошо изолируют тепло. Но у них есть серьезный недостаток — слабое рассеивание тепла вдоль плоскости материала. Это ограничивает их применение в условиях резких тепловых перепадов.
Китайские ученые под руководством Баошэна Сюя из Пекинского технологического института нашли способ улучшить CBCF-материалы. Они создали модифицированную версию композита — CBCF/SiBCN, добавив керамику на основе кремния, бора, углерода и азота. Новый материал не только сохранил теплоизоляционные свойства, но и научился эффективно отводить тепло в нужном направлении.
Результаты опубликованы в издании Journal of Advanced Ceramics.
Мы изменили структуру CBCF и добавили керамику SiBCN, чтобы тепло распределялось вдоль плоскости, но не проходило сквозь материал, — объясняет Баошэн Сюй. — Это как система каналов: тепло уходит от самых горячих точек к холодным участкам, предотвращая перегрев.
Результаты впечатляют:
- Теплопроводность вдоль плоскости — 60,9–61,5 Вт/ (м·К), а поперек — всего 0,08 Вт/ (м·К).
- Прочность на сжатие — 4,05–4,36 МПа вдоль плоскости и 1,30–1,36 МПа поперек.
- Плотность осталась низкой — 0,48–0,49 г/см³.
Инфракрасные снимки показали, что модифицированный материал равномерно распределяет тепло, тогда как обычный CBCF образует опасные перегретые участки.
Но пока рано говорить о готовности технологии. Ученым предстоит решить несколько задач:
- Повысить устойчивость к окислению при высоких температурах.
- Оптимизировать микроструктуру.
- Наладить массовое производство.
Этот материал может стать прорывом в авиакосмической отрасли. Если его удастся внедрить, он позволит:
- Увеличить срок службы гиперзвуковых аппаратов за счет снижения тепловых повреждений.
- Повысить безопасность, предотвращая локальные перегревы.
- Снизить вес теплозащиты, что критически важно для экономии топлива.
Хотя результаты выглядят многообещающе, исследование не учитывает долговременную стабильность материала в реальных условиях. Гиперзвуковые полеты сопровождаются не только нагревом, но и химическим воздействием (например, окислением). Без испытаний в продолжительных режимах сложно говорить о надежности CBCF/SiBCN.
Ранее мы опубликовали 10 инновационных трендов в аэрокосмической сфере.