Панцирь для бампера: инженеры подглядели секрет у моллюсков
Миллионы лет эволюции подарили морским обитателям прочные панцири из множества слоев, которые гасят удары.

Профессор Иллинойсского университета Шелли Чжан (в центре) с коллегами — Рахулом Девом Кунду (слева) и Ши Чжао (справа). Они разработали многослойный синтетический материал, похожий на ракушки, где каждый слой реагирует на нагрузку по-своему. Ученые предполагают, что эту технологию можно использовать в автомобильных бамперах и медицинских повязках. Источник: Fred Zwicky
Инженеры придумали, как повторить этот принцип: они создали синтетический материал, где каждый слой запрограммирован реагировать на нагрузку, работая в команде.
Такие разработки могут улучшить амортизацию в медицинских повязках, автомобильных бамперах и других системах, где важно смягчать удары разной силы.
Раньше ученые копировали структуру природных материалов — костей, перьев, древесины — чтобы воспроизвести их реакцию на механическое воздействие.
Но команда профессора Шелли Чжан из Университета Иллинойса и Оле Сигмунда из Технического университета Дании пошла дальше. Они разработали метод создания многослойных материалов, которые не просто имитируют природу, а программируются на микроуровне для точного контроля реакции на нагрузку.
Результаты опубликованы в издании Science Advances.
Мы обсуждали с коллегами, что даже самые продвинутые материалы имеют пределы прочности, — говорит Чжан. — Тогда мы задумались: а что, если заставить слои работать вместе, как в панцирях моллюсков? Например, это помогло бы сделать бамперы машин более устойчивыми к ударам.
Исследователи создали материал, где каждый слой обладает уникальными свойствами, но при этом все они взаимодействуют, усиливая общую прочность.
Наш подход дает больше возможностей, чем обычные методы, — объясняет Чжан. — Мы оптимизировали не только слои, но и связи между ними, что расширяет потенциал материала.
При испытаниях выяснилось, что поведение реального образца немного отличается от расчетного.
Так всегда бывает, — говорит Чжан. — Но мы научились использовать эти отклонения, чтобы программировать реакцию материала на микроуровне. Это как скрытый код, который можно расшифровать и улучшить конструкцию.
Сейчас технология требует доработки, но уже ясно: когда материалы работают сообща, они становятся гораздо эффективнее. «То же и с людьми, — улыбается Чжан. — Вместе мы достигаем большего».
Этот прорыв выходит за рамки лаборатории. Представьте:
- Медицина — умные повязки, которые подстраиваются под нагрузку, защищая раны.
- Транспорт — бамперы, поглощающие удар без деформации.
- Робототехника — мягкие экзоскелеты, адаптирующиеся к движениям.
Главное преимущество — программируемость. Материал можно «настроить» под конкретные задачи, а не просто скопировать природный аналог.
Однако пока технология сложна в массовом производстве. Микроскопические связи между слоями требуют ювелирной точности, а любая ошибка ведет к потере свойств. Кроме того, стоимость таких материалов пока высока — вряд ли их скоро поставят на конвейер.
Ранее ученые предложили заменить пену в шлемах на материал на древесной основе. Речь не о пробке.