Разработан дисплей, который чувствует пространство
Команда профессоров Чжуан Таотао и Юй Шухун из Университета науки и технологий Китая создала гибкую 3D-панель на основе устройств с круговой поляризацией света, CPL.

Схематичное изображение адаптивного пространственного дисплея с интерактивной передачей глубины на основе высокоэффективной круговой поляризации света (CPL). Источник: Prof. ZHUANG’s team
Их исследование попало на обложку журнала Science Advances.
Такие дисплеи важны для взаимодействия человека с машиной — они увеличивают плотность информации и добавляют новые измерения. Обычные 3D-экраны устают глаза, а здесь можно добиться четкой картинки без дискомфорта, используя умные поляризационные очки. Проблема была в одном: как менять изображение в реальном времени с помощью цифровых сигналов.
Ученые сделали дисплей, который передает разную картинку для каждого глаза — так создается глубина. Они подключили к нему систему распознавания движений, и теперь можно управлять изображением жестами.
Особенности процесса
- Микроустройства печатают на специальном материале, который сам выстраивается в нужные структуры.
- Система выдает максимальный показатель асимметрии света (glum = 1.0), что критично для качества 3D-изображения.
Эту технологию протестировали в сценарии спасения людей: оператор с помощью 3D-дисплея дистанционно управлял роботизированными руками, точно определяя глубину пространства. Это снижает риски для спасателей и пострадавших.
Технология связывает виртуальный и реальный миры. Ее можно применять в медицине, промышленности и даже космосе.
Польза исследования
- Медицина: Точные 3D-интерфейсы для хирургических роботов.
- Промышленность: Удаленный контроль сложных механизмов без задержек.
- AR/VR: Более естественное погружение без тошноты и усталости глаз.
- Космос: Управление дронами на других планетах с точным восприятием расстояний.
Пока технология требует специальных очков — это ограничивает массовое применение. Бесочные решения (как голографические дисплеи) были бы удобнее, но их сложнее реализовать.
Ранее ученые предостерегли пользователей о возможном вреде трехмерного контента.