Разработан новый метод укрепления материалов без лишнего веса

Максим Наговицын06.05.2025559

Когда инженеры проектируют иллюминатор самолета или кабельный канал для двигателя, они укрепляют края отверстий, чтобы сохранить прочность конструкции.

Разработан новый метод укрепления материалов без лишнего веса
Ученые разработали микроструктуры, маскирующие отверстие в виде кролика. Источник: Paulino et al/Princeton University

Но усиление редко бывает идеальным — часто оно создает новые слабые места.

Ученые из Принстона и Технологического института Джорджии придумали, как обмануть физику.

Вместо того чтобы бороться с нагрузками, они заставляют их «обходить» отверстие, словно его нет.

В статье для PNAS исследователи объяснили: они окружают отверстия микроструктурами, которые перераспределяют любые внешние воздействия — растяжение, сжатие, вибрацию.

Форма и расположение этих структур подбираются так, чтобы гасить самые опасные нагрузки.

Эмили Сандерс, соавтор исследования:

Представьте пластину с дыркой. Если ее растянуть, напряжение сконцентрируется вокруг отверстия, и она сломается быстрее, чем целая. Мы делаем так, чтобы нагрузка шла в обход — будто дыры и нет.

Глаусио Паулино, ведущий автор:

Обычно инженеры просто укрепляют края, но это может создать новые точки напряжения. Наш метод перенаправляет силы, не добавляя проблем.

Идею подсказала природа: сучки в древесине меняют структуру волокон, чтобы нагрузка обтекала место, где когда-то была ветка. Ученые повторили этот принцип в искусственных материалах.

Как это работает:

  • Сначала алгоритм вычисляет 6–10 худших сценариев нагрузки (ветер, вес, вибрация).
  • Затем подбирает оптимальную конфигурацию микроструктур вокруг отверстия, чтобы «спрятать» его от сил.

Давиде Бигони  (Университет Тренто):

Это прорыв. Теперь можно делать «невидимые» дефекты, которые не нарушают прочность. Применений масса — от медицины до реставрации картин.

Метод похож на стелс-технологии, где объект скрывают от радаров. Только здесь «невидимость» — для механических сил.

Технология позволит:

  • Уменьшить вес самолетов и машин — больше не нужно дублировать крепления.
  • Продлить срок службы конструкций — меньше трещин вокруг люков, труб, кабельных каналов.
  • Упростить ремонт — например, вживлять импланты без риска повредить кость.
  • Снизить затраты — меньше перерасхода материалов на усиление.

Предложенный подход универсален. Он работает для любых нагрузок, а не только для заранее рассчитанных.

Ранее ученые разработали компактный твердомер для космоса.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Хайтек

Поиск на сайте

Лента новостей

Пресс-релизы