Челябинские ученые сделают коммунальные машины автономными
Программу для управления техникой, которая используется в коммунальном хозяйстве, создали сотрудники Южно-Уральского государственного университета. Разработка подходит для разных видов техники.
Работа над программой ведется вместе с Курганским заводом дорожных машин. Это часть большого проекта под названием «Уральский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня». Проект поддерживается в рамках национального проекта „Наука и университеты“. В 2022 году проект выиграл конкурс на получение субсидий от правительства Челябинской области.
Челябинские ученые придумали, как улучшить работу коммунальных машин в городе. Эти машины подметают улицы, поливают их, убирают снег и делают другие полезные вещи.
Обычно водитель такой машины сам решает, когда включать и выключать оборудование. Например, если машина убирает снег, то водитель смотрит, сколько снега на дороге, и опускает щетку пониже или поднимает ее. То есть качество уборки зависит от того, насколько опытен и внимателен водитель.
Ученые из ЮУрГУ создали систему, которая автоматически выбирает режим уборки, ориентируясь на ситуацию на дороге. Она работает без участия человека.
У каждой машины теперь есть свой пульт управления и интерфейс.
Рамиль Закиров, директор Научно-исследовательского института «Опытное машиностроение» ЮУрГУ, рассказал:
Мы проанализировали существующие программы и придумали новое техническое решение.
Система не просто включает разные функции, например, щетки, пылесос или разбрызгиватель. Она еще и собирает информацию о том, что происходит вокруг: насколько загружена дорога, какое сейчас покрытие, какая погода. Для этого используются видеокамеры и технологии, которые позволяют машине распознавать обстановку с помощью машинного зрения.
Бортовая система будет состоять из отдельных частей — модулей. Их набор зависит от того, какие функции должна выполнять система. Сейчас ученые и инженеры решают, сколько нужно таких модулей, что они будут уметь и как работать вместе. Когда они это выяснят, можно будет создавать разные системы, собирая их из этих модулей, как конструктор.
Уже началось создание первых образцов этой системы. Это будет первая в России бортовая система с искусственным интеллектом.
Машинное зрение помогает понять, нужна ли определенная операция или нет», — объясняет Андрей Мартьянов.
Например, поливальная машина едет по маршруту. На каком-то участке система видит, что дорога чистая и большой напор воды не нужен. Если заметит сильное загрязнение, то включит усиленную подачу. А если автомобиль заедет в лужу, блок управления поймет, что поливать ее не нужно.
Мы хотим, чтобы именно машина решала, когда включать и выключать оборудование. В России таких технологий пока нет. Возможно, конкуренты за рубежом разрабатывают похожие системы в лабораториях, но массово их еще не производят.
В проекте участвуют ученые из разных областей Южно-Уральского государственного университета. Они работают вместе, чтобы создать новую систему управления для коммунальной техники.
Первый образец этой системы будет готов в начале 2025 года. Тогда же начнутся первые испытания на заводе в Кургане, где производят дорожные машины.
В будущем эта технология позволит нескольким коммунальным машинам работать вместе как одна команда.
Рамиль Закиров говорит, что машины смогут координировать свои действия и работать вместе как одна система. Одна машина будет убирать пыль, другая — увлажнять дорогу.
Кроме того, коммунальные машины можно подключить к общей сети для уборки улиц. Они даже смогут предсказывать, где будут проблемы, и заранее туда выезжать, чтобы пробки на дорогах были меньше. Это как предсказание снегопада: система уже знает, где будет затор, и отправляет туда машины, чтобы все исправить. Это наше будущее, и мы к нему стремимся.
Ученые уверяют, что эта технология поможет создать беспилотные коммунальные машины. Сотрудники университета думают о будущем и разрабатывают решения, которые пригодятся человечеству в ближайшее время.