Студенческий стартап сделает квантовые технологии доступными
Дорогостоящее научное оборудование теперь умещается в память ноутбука благодаря студентам МИФИ.

Студенты и сотрудники МИФИ построили виртуальную квантовую лабораторию. Это прототип, где любой ученик или студент может ставить наглядные научные опыты. Их проект победил в конкурсе «Студенческий стартап».
Лаборатория — детище двух подразделений университета: учебно-научного центра «Квантовый инжиниринг» и лаборатории „Цифровое моделирование и виртуальные тренажеры“. По сути, они создали точную цифровую копию реальной научной лаборатории. В ней на компьютере можно проводить сложные эксперименты по квантовой оптике. В интуитивном 3D-интерфейсе пользователи собирают установки из виртуальных деталей: лазеров, зеркал и других элементов. Они проводят исследования и сразу видят физически точные результаты.
Уже сейчас в лаборатории можно работать с интерферометром Маха-Цендера. Это устройство наглядно показывает, как взаимодействуют волны от разных источников — явление под названием интерференция. Его используют для сверхточных измерений. Настоящие такие интерферометры есть в МИФИ, но благодаря виртуальному аналогу опыты с ними станут доступны всем.
Идея родилась из желания сделать квантовые технологии доступными для всех, — говорит руководитель проекта, студент МИФИ Герман Субботин. — Мы знаем, что современное оборудование стоит огромных денег и большинству учебных заведений не по карману. Наш проект — ответ на этот вызов. Мы хотим, чтобы каждый студент или школьник мог прикоснуться к миру квантовой физики и проводить реальные эксперименты, независимо от возможностей своей школы или вуза.
Над проектом работает сильная команда физиков и программистов. Они создают точный симулятор, объединяя технологический опыт лаборатории виртуальных тренажеров с научными знаниями специалистов по квантовым технологиям.
Благодаря этой разработке студенты и школьники смогут проходить полноценный лабораторный практикум. А учебным заведениям не придется тратить миллионы на дорогостоящее оборудование.
Виртуальная квантовая лаборатория» дает студентам глубинное погружение в материал через практику, развивает теоретические и инженерные навыки, — поясняет Субботин. — Ее можно использовать в самых разных образовательных программах, где нужно экспериментально изучать квантовые эффекты.
Сферы применения лаборатории:
- Продвинутые школьные кружки и курсы в вузах.
- Корпоративные курсы для повышения квалификации сотрудников компаний, работающих с квантовыми технологиями.
В этой виртуальной лаборатории можно будет проводить самые яркие эксперименты на установках, которые есть лишь в нескольких ведущих университетах страны.
Победа в конкурсе «Студенческий стартап» от Фонда содействия инновациям — это не только грант, но и важное признание на федеральном уровне. „Для проекта это означает финансовую поддержку для ускорения разработки, а также стимул официально зарегистрировать компанию и начать активное пилотное внедрение платформы в образовательные программы партнеров“, — объясняет представитель МИФИ.
Планы у команды амбициозные. Сначала — регистрация юридического лица. Потом — расширение функционала платформы и добавление новых типов экспериментов. Параллельно ребята будут вести переговоры с потенциальными клиентами — вузами и образовательными онлайн-платформами.
Дорожная карта проекта
| Этап | Задача |
|---|---|
| Ближайший | Регистрация компании, переговоры с партнерами. |
| Среднесрочный | Расширение функционала и добавление новых экспериментов. |
| Долгосрочный | Стать стандартом для обучения квантовым технологиям в России. |
В долгосрочной перспективе наша цель — стать стандартом для обучения квантовым технологиям в России и внести вклад в подготовку высококлассных специалистов, — делится планами Герман Субботин.
Ранее ученые создали световые вихри с контролируемой структурой.


















