Новый опыт знакомства с культурой: зачем и как внедрять мультимедиа в музеях
Музеи больше не хранилища пыльных экспонатов, а интерактивные пространства, где технологии оживляют историю.

С каждым годом музеи всего мира становятся все более современными. Одни развивают мобильные приложения, другие интегрируют в офлайн-среду виртуального гида, третьи «оживляют» экспонаты с помощью AR и VR. И это далеко не весь перечень технологий, который проникает в, казалось бы, традиционную и даже консервативную сферу.
Какие преимущества мультимедиа несет музеям, как грамотно использовать технологии и какие инструменты стоит внедрить, рассказал Владимир Розин, генеральный директор компании ОТКРЫТИЕ.
Зачем музеям мультимедиа
Мультимедийные технологии могут работать и как развлекательный элемент, и как познавательный, и даже как повышающий инклюзивность пространства. Все зависит от их использования.
Главное преимущество мультимедийных технологий для музеев — это возможность привлечь новую аудиторию. Цифровые элементы делают музей более интересным для молодежи, которая привыкла к современному технологичному миру, и семей с детьми. А в последнюю пару лет, по данным ВЦИОМ на 2024 год, именно молодые люди чаще всего посещали музеи.
В Воронеже наша команда реализовала проект для музея-диорамы: посетители в интерактивном формате через проекции узнают о тяжелых битвах за город. Главный элемент экспозиции — объемный макет города, на который проецируется изображение довоенного Воронежа. Он интерактивный. Если посетитель наведет на любую из частей макета специальный «фонарик», он увидит, как меняется Воронеж на карте: открываются картины военных разрушений в 1943 году, перед освобождением города.
- Интерактивные элементы стали хорошим способом привлечь аудиторию, что мы видим по увеличению трафика. Количество посетителей музея-диорамы за первые полгода после появления новой экспозиции выросло на 30%.
- Второе преимущество — повышение вовлеченности посетителей. Интерактивные экспонаты удерживают внимание дольше, чем обычные, на которые можно только смотреть. Возможность взаимодействовать с предметом и видеть, как он из-за этого меняется, повышает интерес человека. Это особенно важно для детей, которые любят исследовать окружающий мир не только зрительно, но и тактильно.
- Третье преимущество мультимедиа — расширение возможностей экспозиции. Цифровые технологии позволяют показать то, что нельзя продемонстрировать в физическом формате. В частности, этому способствуют 3D-реконструкции, анимация. С помощью 3D-реконструкций можно воссоздать утраченные исторические или культурные объекты, показать их не просто на страницах книги, а в объеме, как они выглядели бы в реальном мире.
- Четвертое преимущество — повышение доступности экспозиций. Мультимедиа помогает адаптировать контент для людей с ограниченными возможностями. На входных кассах Музея Кремля есть сенсорный терминал для незрячих и глухонемых: он знакомит с описанием объектов. Расположенная рядом аудиомнемокарта помогает найти наощупь соборы, показанные в музее.
А в «Едином центре поддержки участников СВО» наша команда оснастила мультимедийным оборудованием пространства двух корпусов — медиагостинную, конференц-зал, комнату эмоциональной разгрузки. Одной из зон стала комната адаптации: это выставка, которая знакомит с вариантами приспособления городской среды под нужды маломобильного человека.
Кроме того, интерактивные технологии могут быть частью маркетинга. Они создают «вау-эффект», который привлекает СМИ, вирусится в соцсетях — когда посетители выкладывают фото и видео из музея. Особенно если технология новая для отрасли или использована необычно. В результате музей получает дополнительное продвижение, не запуская целенаправленно рекламу.
Однако здесь важно понимать, что изначальная цель внедрения мультимедиа не должна быть связана с маркетингом. Если фокусироваться только на том, чтобы музей «залетел» в тренды, в долгосрочной перспективе это не принесет большой пользы.
Какие технологии можно использовать
Сегодня есть большое количество цифровых инструментов, которые могут быть полезны музею: от простых экранов до виртуальной реальности. У них разный спектр возможностей и задач, разная степень сложности внедрения. Но можно выделить несколько основных категорий технологий, которые стоит использовать большинству музеев.
- Первая категория — это интерактивные экраны и проекции. Они дают возможность посетителю детально изучить экспонаты, играть с контентом. Интерактивные экраны могут содержать в себе, например, электронные версии архивных книг, которые посетитель листает без ущерба для оригинального объекта, а также дополнительные фотографии или даже видео-контент. Проекции могут дополнять экспозицию: например, в Музее Победы на Поклонной горе на стены проецируются фильмы-реконструкции военных событий.
- Вторая категория — мультимедийные гиды. Это мобильные приложения с аудио-контентом, видео и квестами. Аудио-контент обычно представляет собой экскурсии, а также дополнительные материалы, помогающие раскрыть экспозицию. Например, посетитель в зале через приложение может прослушать отрывок речи исторической личности, пока на экране проигрывается подходящий исторический момент.
Видео-контент в приложении может «оживлять» неподвижный экспонат — через наведение камеры смартфона на QR-код рядом с экспонатом или просто по клику внутри приложения. Например, посетитель смотрит на картину, а в приложении ему показывается ролик о том, как художник писал свое произведение. Или посетитель сканирует код рядом с историческим бытовым предметом, вроде условной прялки, и на экране смартфона видит, как ее использовали много лет назад.
- Третья категория технологий — комплекс инструментов для создания иммерсивных залов: атмосферных пространств, где посетитель максимально вовлечен в экспозицию и ее идею. Он может почувствовать себя в старой избе, в царском поезде, в отстраивающемся после войны городе. Эффект высокого погружения в историю или момент создают видеомэппинг, 360° проекции и диорамы. Для них главный инструмент — это хороший, мощный проектор, а иногда и целый набор проекторов.
Как внедрять мультимедиа в музее
Во-первых, проанализируйте аудиторию: важно понять, какие технологии будут наиболее востребованы. Например, детям интересны геймификационные механизмы — их увлекает игра. Это могут быть AR-элементы, интерактивные зоны с сенсорными датчиками, которые ухватывают движение человека и дают сигнал к изменению картины, звука. При этом технология должна быть простой в использовании, чтобы ребенок взаимодействовал с ней без долгого обучения.
Во-вторых, продумайте интеграцию технологии в общую концепцию. Мультимедиа должно дополнять экспозицию, а не отвлекать от нее. Для этого важно определить конкретную цель, с которой технология используется. Она может помогать раскрыть более полно или с новой стороны экспозицию, предложить посетителю новый опыт изучения истории или культуры, показать то, что невозможно показать в традиционном физическом виде.
Помимо этого, нужно учесть специфику музея, чтобы найти баланс между его изначальной задумкой и современностью.
Например, если это исторический музей, где главная ценность — старые предметы быта, интерьеры условного XVIII века, обилие технологий уничтожит всю атмосферу прошлой эпохи.
Мультимедиа должно быть точечным: в одном зале это может быть видеомэппинг, который воспроизводит историческую сцену, в другом — QR-коды, которые запускают AR-элементы на смартфоне посетителя, чтобы рассказать больше об экспонате. Но не нужно заполнять такими технологиями каждый зал, иначе они заберут на себя все внимание.
В-третьих, внедряйте мультимедиа постепенно — будет проще увидеть, была ли задумка правильной, все ли получается с технической и идейной точки зрения, как реагирует посетитель, нужно ли
В-четвертых, большую роль в успешном внедрении мультимедиа играет вендор, который предоставляет технологические решения. Тщательно выбирайте технологическую компанию-партнера для профессиональной реализации идеи. Просмотрите уже созданные проекты интегратора — хорошо, если удастся оценить их вживую, а не только на сайте или в высланной презентации. Лучше выбирать компанию, которая уже реализовала проекты, схожие с вашим, работала с музеями: больше шансов, что она понимает не просто суть работы с мультимедийным оборудованием, но и его грамотное внедрение в конкретной нише.
В пятых, уделите внимание обучению сотрудников музея. Гиды и смотрители должны уметь работать с новыми технологиями: в том числе уметь помочь посетителю разобраться с возникшими вопросами, заметить, когда мультимедиа-элемент работает не так, как надо, и требует внимания технического специалиста.
Очень важно выделить на обучение достаточно времени, поскольку не исключено, что сначала будет происходить знакомство и адаптация сотрудников к новым технологиям. Будьте готовы объяснить сотрудникам, что мультимедиа пойдет на пользу и музею, и им самим, развеять возможные страхи, что технологии снизят потребность в живых гидах.
Сегодня не только за рубежом, но и в России многие музеи постепенно интегрируют в свое пространство мультимедийные технологии. Причем к этому приходят даже «традиционные» исторические пространства.
Хороший пример аккуратной интеграции у мультимедиа — Русский музей. В нем можно использовать приложение Artefact, к которому сегодня подключены более 700 российских музеев с разными мультимедиа-гидами. Через приложение можно совершить виртуальную прогулку по Летнему саду, увидеть Русский музей в его ранние годы и во время Великой Отечественной войны, познакомиться с разными выставками и даже пройти викторину по экспозиции «Мода на русское» (она сформировалась во время правления Александра III).
Проникновение современных технологий в музеи уже переходит из категории трендов в категорию естественного развития отрасли. Проекции, AR, голография и другие мультимедиа-элементы все еще удивляют посетителей, но уже не носят характера инновации. Они становятся привычными, особенно для молодежи. Поэтому в перспективе мы будем видеть еще больше примеров внедрения мультимедиа в музеях.
Ранее мы писали о том, как мультимедиа оживляет исторические события в музеях.