![]() |
Музеи давно перестали быть просто хранилищами артефактов и экспонатов. Сегодня они превращаются в интерактивные пространства, где история оживает благодаря мультимедиа-технологиям. Музеи давно перестали быть просто хранилищами артефактов и экспонатов. Сегодня они превращаются в интерактивные пространства, где история оживает благодаря мультимедиа-технологиям. Посетители больше не просто пассивные наблюдатели — они становятся активными участниками, погружаясь в прошлое через виртуальные реконструкции, интерактивные инсталляции и иммерсивные проекции. Как мультимедиа меняют восприятие истории и что это дает музеям и их гостям, рассказал Владимир Розин, генеральный директор IT группы ОТКРЫТИЕ. От созерцания к взаимодействиюГлавный тренд современных музеев — это интерактивность. Посетители больше не хотят просто смотреть на экспонаты за стеклом. Они хотят взаимодействовать с ними, чувствовать связь с историей, быть частью событий, которые происходили десятилетия или даже века назад. Мультимедиа-технологии позволяют сделать это возможным. Например, в Музее-диораме в Воронеже на огромном изогнутом экране разворачивается масштабная 3D-диорама, рассказывающая о боях 1942-1943 годов. Посетители могут использовать специальный «фонарик», который показывает, как выглядел город в разные периоды времени. Такие технологии не только увлекают, но и помогают лучше понять контекст исторических событий. В Музее Победы на Поклонной горе используются 3D-проекции, которые вписываются в физические экспозиции. Посетители могут буквально почувствовать себя на железнодорожной станции времен Великой Отечественной войны: они видят проекцию станции на стене, ощущают землю под ногами, трогают ящики, подготовленные для погрузки в вагоны. Это не просто просмотр экспонатов — это погружение в историю. А в Чебулинском краеведческом музее посетители могут использовать очки виртуальной реальности, чтобы почувствовать себя археологами и участвовать в интерактивных раскопках. Это не только увлекательно, но и помогает вовлечь молодую аудиторию, которая привыкла к цифровым технологиям. 3D-реконструкции: история в объемеОдна из самых мощных технологий, которые используются в музеях, — трехмерные реконструкции. Они позволяют воссоздать утраченные объекты, показать, как выглядели города, здания или даже целые эпохи. Это особенно важно для исторических музеев, где многие артефакты не сохранились до наших дней. В Музее Метрополитен с помощью проекций воссоздали цвета древнеегипетского храма, которым более 2000 лет. Посетители могут увидеть, как храм выглядел в своем первоначальном виде, и даже переключаться между слоями изображений, чтобы изучить детали. Это не только увлекательно, но и познавательно — такие технологии помогают лучше понять культуру и быт древних цивилизаций. Трехмерные реконструкции также активно используются в виртуальной реальности (VR). В Музее железных дорог России можно покататься на императорском поезде, который курсировал между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Это не просто развлечение — это возможность почувствовать себя частью истории, понять, как путешествовали люди в прошлом. Видео, звук, анимация: история на всех уровнях восприятияСовременные музеи все чаще используют мультисенсорные технологии, которые задействуют не только зрение, но и слух, а иногда даже тактильные ощущения. Видео, аудио и анимация делают экспозиции более информативными и интересными. В Музее истории Новокуйбышевска используют мультимедийные экраны и сенсорные панели, которые позволяют посетителям изучать архивные фото и видеоматериалы. Это создает эффект полного погружения в прошлое, помогая ощутить связь с историей через динамичные и живые визуальные решения. Центр Гиляровского в «Проекте 1812» тоже активно задействовал разные способы представления информации. Для посетителей создали интерактивную инсталляцию, которая рассказывает о предпосылках к войне, о ее ходе и о том, как из-за нее менялась Москва. На мультимедийных экранах пожар уничтожает старый город и рождается новый, а иммерсивный аудиоспектакль усиливает эффект присутствия в центре исторических событий. Интерактивные технологии как новый стандартИнтерактивные технологии, такие как сенсорные экраны и интерактивные столы, стали неотъемлемой частью современных музеев. Они позволяют посетителям самостоятельно выбирать информацию, которая их интересует, и изучать ее в удобном для себя темпе. Например, в Амурском областном краеведческом музее им. Г. С. Новикова-Даурского установлена интерактивная «Книга памяти». Это сенсорный киоск, который имитирует раскрытую книгу. В ней посетители могут увидеть бойцов Великой Отечественной войны и Советско-Японской. Можно найти по фамилии интересующего человека, пролистать фото, информацию. А в Музее искусств Кливленда сделали огромную интерактивную «Стену коллекций», на которой в режиме реального времени отражаются все произведения искусства из постоянной коллекции — их здесь 4200–4500 единиц. Это упрощает знакомство с музеем и помогает определить свой маршрут для культурной прогулки. Экран мультисенсорный, с ним могут взаимодействовать несколько посетителей сразу. Мобильные приложенияС развитием технологий музеи все чаще используют мобильные приложения, которые позволяют посетителям самостоятельно исследовать экспозиции. Такие приложения могут предлагать аудиогиды, интерактивные карты, дополнительные материалы и даже AR-элементы, которые «оживляют» экспонаты. Это не просто удобный инструмент для навигации — это возможность создать индивидуальный маршрут и погрузиться в историю на новом уровне. В Эрмитаже давно используют мобильные технологии. Приложение музея позволяет не только получить информацию о каждом экспонате, но и построить индивидуальный маршрут, исходя из интересов посетителя. Например, можно выбрать тематическую экскурсию по эпохе Возрождения или сосредоточиться на шедеврах импрессионистов. Это особенно удобно для тех, кто хочет глубже изучить определенные периоды или стили. Для уже упомянутой выше «Стены коллекции» в Музее искусств Кливленда тоже разработано мобильное приложение. Через него посетители могут создавать свои коллекции для изучения экспозиций. Также приложение позволяет кураторам музея получать обратную связь: видеть, с какими произведениями искусства посетители взаимодействуют чаще. А Дарвиновский музей с помощью приложения Artefact «оживил» доисторических существ, которым 500 млн лет. Посетитель наводит камеру смартфона на экспонат, и на экране появляется объемная виртуальная реконструкция. Можно посмотреть, например, как существо смотрелось бы в окружающем пространстве. Это не только увлекательно, но и помогает лучше понять, как выглядела жизнь на Земле миллионы лет назад. Мобильные приложения также становятся инструментом для инклюзивного подхода. Например, они могут предлагать адаптированные экскурсии для людей с ограниченными возможностями, включая аудиоописания и тактильные маршруты. Это делает музеи более доступными для всех категорий посетителей. Музей будущего — это гармония истории и технологийМультимедиа-технологии кардинально меняют то, как мы воспринимаем историю. Они превращают музеи из мест пассивного созерцания в пространства активного взаимодействия, где каждый посетитель может почувствовать себя частью прошлого. Трехмерные реконструкции, интерактивные инсталляции, мобильные приложения — все это делает историю более доступной, увлекательной и понятной. Однако важно помнить, что технологии — это лишь инструмент. Главное — это история, которую они помогают рассказать. Лучшие мультимедийные решения — не перегружают экспозицию, а дополняют ее, помогая посетителям глубже понять и прочувствовать прошлое. Музей будущего — это гармония традиционных экспонатов и современных технологий, которые вместе создают уникальный опыт для каждого посетителя. Ранее ученые сообщили, что музеи и театры полезны для здоровья. 11.03.2025 |
Медиа
![]() | |
Забытая реальность: Как мультимедиа оживляет исторические события в музеях | |
Музеи давно перестали быть просто хранилищами ... |
![]() | |
Между правдой и вымыслом: как создаются игры, которые трогают душу | |
На фестивале настольных игр Игрокон 2025 ... |
![]() | |
«Ну и лексикончик у вас!»: ученые подсчитали количество слов насилия в фильмах | |
За последние 50 лет количество убийств в&... |
![]() | |
PNAS: ИИ помогает находить, но не учит отличать фейковые новости | |
Многие технологические компании и стартап... |
![]() | |
Использование прозвища бренда — не самая лучшая маркетинговая идея | |
Выгодно ли компаниям использовать прозвищ... |
![]() | |
Эксперт МХПИ поведала о плюсах и минусах фиолетового цвета в корпоративном стиле | |
Фиолетовый цвет в корпоративном стиле мож... |
![]() | |
«Литнет» выяснил, каким классическим произведениям нужны продолжения | |
Читателей интересует, что же было дальше ... |
![]() | |
Journal of Marketing: Сила бренда важна при создании стимулов продаж в ритейле | |
Исследователи из университетов Уэйк Форес... |
![]() | |
Московский Политех открывает «Книгу будущего» для развития инновационных изданий | |
Московский Политех открывает Передовую издател... |
![]() | |
Scientific Reports: Новые технологии снизили сложность песен за последние 70 лет | |
Сложность популярных песен в США, е... |
![]() | |
Canadian Journal of Political Science: Классические новости сменил инфотейнмент | |
Есть много причин для беспокойства о ... |
![]() | |
Clinical Psychological Science: Предупреждения об опасном контенте не работают | |
Сторонники использования триггерных предупрежд... |
![]() | |
Cognition: люди лучше запоминают символы, чем их словесные аналоги | |
Повседневные символы запоминаются отлично, уве |
![]() | |
Временный бесплатный доступ увеличивает число подписчиков на новостных сайтах | |
Новое исследование показало, что когда но... |
![]() | |
New Media and Society: Автиоритетные издания и фейкометы ловят хайп на разных темах | |
Первое в своем роде исследование, проведе... |
![]() | |
Исследование: американские сми становятся все более предвзятыми | |
Согласно результатам исследования 1,8 млн ... |
![]() | |
Новое программное обеспечение позволяет изменять точку съемки и масштабировать видео без съемки нового м... | |
Благодаря алгоритму, разработанному исследоват... |
![]() | |
Чтение негативных новостей о климате способно побудить людей к активным действиям | |
Группа исследователей из штата Пенсильван... |
![]() | |
Социальные сети могут и созидать, и разрушать | |
Социальные медиа объединяют людей и усили... |
![]() | |
КФУ представил нейромаркетинговую лабораторию на Российском венчурном форуме | |
Казанский федеральный университет представил с... |
![]() | |
Жители московского коливинга создали бренд одежды | |
В коливинге проекта Colife жители создали свой... |
![]() | |
Неймерам на заметку: на Западе рулят женственные бренды | |
Ученые из университета Калгари, университ... |
![]() | |
Каталоги с дополненной реальностью как маркетинговая стратегия будущего | |
Рекламная полиграфия способна привлекать покуп... |
![]() | |
Студия для создания 4d-съемки больше не нужна | |
Ученые из университета Карнеги-Меллон про... |
![]() | |
Как менялась информационная повестка в сфере науки и инноваций с 2010 года | |
Наступил 2019 год, и мы решили прове... |
![]() | |
Фактчекинг не вернет доверие к сми | |
Журналисты могут вернуть доверие к профес... |
![]() | |
Ученые выяснили, у кого есть шансы выжить в Игре престолов | |
Персонажи Игры престолов с большей вероят... |
![]() | |
Выяснилось, как полиграфия увеличивает продажи | |
В последнее время рекламная полиграфия стремит |
![]() | |
Следи за лексиконом - и воздастся! | |
В новом исследовании, основанном на психо... |
![]() | |
Научно установлено, какая инфографика наиболее эффективна | |
Facebook* и Pinterest любят инфографику. ... |