Food Policy: Сверстники помогают сформировать здоровые покупательские привычки
Новое исследование Медицинской школы Дьюка показало, что цветные этикетки на продуктах не помогают остановить рост числа хронических заболеваний, таких как болезни сердца и диабет.

Исследователи из Университета Дьюка провели эксперимент, чтобы выяснить, могут ли поведенческие стимулы и финансовые поощрения улучшить качество питания.
В ходе эксперимента участники должны были совершить три онлайн-покупки на сумму около 60 сингапурских долларов в интернет-магазине NUSMart. При каждом посещении магазина участники случайным образом сталкивались с одной из трёх его версий:
- В контрольном магазине были представлены продукты питания без этикеток с информацией о питательных веществах.
- Во втором варианте на упаковке была цветная этикетка с данными о пищевой ценности продукта. Также покупатели видели барометр, который сравнивал качество их корзины с корзинами других покупателей.
- В третьем варианте на лицевой стороне упаковки была информация о влиянии сверстников и возможность получить денежное поощрение в размере 5 сингапурских долларов, если корзина покупателя оказывалась более здоровой, чем у других.
Доцент Сое Шин из исследовательской программы Duke-NUS Health Services and Systems Research Programme, первый автор исследования, результаты которого опубликованы в журнале Food Policy, подвёл итоги работы:
Мы заметили, что покупатели чаще выбирали полезные продукты, когда обращали внимание на этикетки и прислушивались к мнению сверстников. Дополнительное улучшение наблюдалось, когда покупателям предлагали денежное вознаграждение, но наибольшее влияние оказывало мнение сверстников.
Усиление воздействия маркировки на продукты питания
Команда Duke-NUS применила систему маркировки Nutri-Score, которая используется в нескольких европейских странах. Она оценивает качество питательных веществ в продуктах по шкале от A (самый здоровый) до E (самый нездоровый). Система учитывает содержание сахара, натрия, насыщенных жиров и калорий в порции.
На основе этой оценки команда присвоила продуктам баллы — от 5 за A до 1 за E. Так они рассчитали степень полезности продуктовой корзины: чем выше балл, тем полезнее корзина.
Когда участники увидели этикетки на упаковке и сравнили свои покупки с покупками других людей, качество их корзины улучшилось на 14%.
Если добавить денежный стимул в формате «рамки потери», улучшение качества питания составило только 5,6%. В результате среднее качество питания стало чуть лучше — оценка „C“ стала оценкой „B“.
Даже без дополнительной мотивации, снижение количества сахара в упаковках продуктов и влияние сверстников уже дают заметный эффект для здоровья.
Согласно опросу HPB 2022 года, сингапурцы потребляют в среднем на 6 граммов сахара больше рекомендуемой дневной нормы. Уменьшение потребления сахара на 8,9 грамма на порцию может помочь в борьбе с диабетом.
Потребители предпочитали продукты, содержащие в среднем на 3,7 грамма меньше натрия на порцию. Это может помочь 9 из 10 сингапурцев, которые потребляют 3,6 грамма натрия в день. А это значительно превышает максимальную рекомендуемую дневную норму в 2,0 грамма.
Профессор Эрик Финкельштейн из Программы исследований служб и систем здравоохранения Дьюка сказал, что влияние сверстников помогает снизить потребление энергии и мотивирует выбирать более питательные продукты. Это простой и недорогой способ борьбы с хроническими заболеваниями. Он надеется, что результаты исследования побудят супермаркеты внедрить подобные меры в свою онлайн-среду.
Патрик Тан, старший заместитель декана по исследованиям в Duke-NUS, отметил важность работы команды. Пандемия COVID изменила привычки покупателей продуктов питания — они всё чаще обращаются к интернет-магазинам. Это даёт возможность внедрить новые решения, которые помогут потребителям улучшить питание и предотвратить неинфекционные заболевания: диабет и сердечно-сосудистые болезни.



















