Важный аспект структурного проектирования сверхвысоких зданий и строений

Профессор Минг из Гонконгского университета с коллегами выполнили ряд ветряных туннельных испытаний на модели типичных высоких зданий и структур для анализа ветряных сил, используя технологию сканирования ветряного давления и технологию высокочастотного силового баланса.
Всего была использована 121 основная модель зданий и дюжина моделей действительно высоких структур. 25 моделей зданий для тестов на давление ветра и 96 моделей для прямых измерений силы ветра были отобраны с использованием технологии высокочастотного силового баланса. У моделей была различная форма в поперечном сечении, а именно квадрат, прямоугольник, треугольник, форма Y, многоугольник, форма L, квадрат с усеченными углами, форма лестницы, форма башен-близнецов и, наконец, форма с непрерывно стягивающимся поперечным сечением.

Для исследования аэродинамических свойств амортизации зданий использовались аэроэластичные модели. Основа для поддержки аэроэластичных моделей высоких зданий была специально разработана для данных тестов. Частоту, массовое распределение и амортизацию аэроэластичных моделей можно было легко подстроить для параметрического исследования. Три ряда зданий, а именно прямоугольных, квадратных с усеченным углом и зданий с непрерывно стягивающимся поперечным сечением, были смоделированы и протестированы в четырех категориях ландшафтных условий в аэродинамической трубе в университете Тонджи. Были полностью исследованы эффекты формы поперечного сечения и динамический параметр зданий, а также эффект ландшафтных условий на аэродинамическую амортизацию. Средний по продолжительности метод технологии случайного уменьшения и метод стохастической подпространственной идентификации были приняты в текущем исследовании для определения степени аэродинамической амортизации. Формула степени аэродинамической амортизации квадратного здания была выведена для практического применения на основе результатов тестов и анализа.
Также был разработан новый метод определения эквивалентной статической ветряной нагрузки. Прежде всего, эквивалентная статическая ветряная нагрузка была поделена на средние, резонансные и второстепенные компоненты для отдельного вычисления, и эти компоненты были объединены в полную эквивалентную статическую нагрузку ветра. Резонансный компонент равен инерционной силе вследствие вибрации структуры, а второстепенный компонент, по сути, является основной эквивалентной статической ветряной нагрузкой.
Пока в китайском строительном регламенте не было соответствующих инструкций, структурные инженеры не учитывали ветряную нагрузку и реакцию многих сверхвысоких зданий и структур. Зато вышеуказанные формулы и методы были приняты в новом регламенте при проектировании и возведении многих новых сверхвысоких зданий.
Тенденция постройки все более высоких зданий и структур подразумевает, что исследователи столкнутся с новыми проблемами, включая те, которые они в настоящее время не осознают. Поэтому особенно важно приложить как можно больше усилий для решения технических проблем проектов и дальнейшего развития проектирования с учетом ветра.
Кстати, неизвестно, как у китайцев, а в России ведение сметных работ про проекту значительно упрощено благодаря инфомационным технологиям. Строительная программа Гранд Смета позволяет автоматизировать и ускорить процессы, связанные с планированием строительства. И если лет 5-10 лет назад подобные сметные программы содержали ряд недостатков, то сегодня программная часть в значительной степени скорректирована.