BJES: Подростки из неблагополучных семей чаще становятся жертвами фишинга
Подростки из неблагополучных семей подвержены большему риску мошенничества с использованием электронной почты и нуждаются в более надежной защите, говорится в международном исследовании, опубликованном в рецензируемом журнале British Journal of Educational Studies.
Результаты, полученные на основе данных более чем 170 000 учащихся в возрасте 15 лет, показывают, что каждый пятый подросток из малообеспеченных семей или неблагополучных районов может стать жертвой фишинга. Это значительно выше, чем вероятность для данной возрастной группы в целом. Мошенничество с использованием электронной почты делает людей уязвимыми для кражи личных данных, подвергая молодых людей риску финансового мошенничества и лишения сбережений.
По данным, полученным из 38 стран, включая Великобританию, США и Японию, наиболее уязвимыми являются те, кто также имеет слабые навыки обучения.
Кроме того, в исследовании подчеркивается, что учащиеся, которым рассказывают об опасностях цифрового мошенничества, с такой же вероятностью не отреагируют на эти письма, как и школьники, не получившие специального образования по этой теме.
Автор исследования профессор Джон Джеррим считает, что это свидетельствует о пробелах в системе образования. В настоящее время он призывает школы проводить больше и более качественных уроков по распознаванию вреда, наносимого интернетом, в том числе фишинговых писем.
Социально-экономически неблагополучные группы населения — по крайней мере, в некоторых странах — подвергаются большему риску фишинговых атак, чем их более благополучные сверстники, — говорит профессор Джеррим из Университетского колледжа Лондона (Англия).
Это в значительной степени обусловлено социально-экономическими различиями в когнитивных способностях. К сожалению, нынешние попытки школ решить эту проблему не выглядят особенно эффективными.
Подростки, которым в классе рассказывают о рисках, с той же вероятностью предпринимают неадекватные действия. Необходимо сделать еще больше, чтобы помочь молодым людям ориентироваться во все более сложном и опасном сетевом мире.
Это особенно актуально для некоторых наиболее уязвимых групп населения, которые в наибольшей степени подвержены риску стать жертвами попыток цифрового мошенничества.
Ежедневно рассылается более 3 млрд. писем со спамом, а фишинг является одной из наиболее распространенных попыток кибермошенничества.
Современные исследования, посвященные изучению того, кто наиболее подвержен этому преступлению, как правило, сосредоточены на пожилых людях, а не на детях школьного возраста. Мало что известно об эффективности попыток школ научить молодежь распознавать фишинг и правильно реагировать на него.
Данные для настоящего исследования были получены от 176 186 детей, принявших участие в Программе международной оценки (PISA) 2018 года, которая проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) раз в три года.
В рамках PISA изучаются знания учащихся стран ОЭСР в области чтения, естественных наук и математики. Учащиеся должны пройти двухчасовой тест на определение способностей, а затем заполнить анкету.
В 2018 году в рамках PISA школьников спрашивали, как бы они отреагировали на выдуманный сценарий, в котором компания мобильной связи сообщила им по электронной почте, что они выиграли смартфон. Отправитель просил их перейти по ссылке и заполнить свои данные, чтобы получить телефон.
Возможные варианты ответа включали ответ на письмо с просьбой предоставить более подробную информацию, проверку адреса электронной почты отправителя, переход по ссылке и заполнение формы в кратчайшие сроки.
В исследовании профессора Джеррима основное внимание уделялось ответам на третий вариант ответа, а также спрашивалось, учили ли школьников, как распознавать фишинговые или спамерские письма.
Результаты показали, что японские подростки реже всего (4%) отвечали на письмо, чем в других странах мира.
В Дании, Швеции и Финляндии доля ответивших была значительно ниже (6-7%), чем в других развитых странах.
Наибольшему риску подвергаются подростки в Мексике (30%) и Чили (27%) — почти четверть из них с большой вероятностью ответят на письмо. В Великобритании этот показатель составил 9%.
Гендерных различий не обнаружено — мальчики отвечали на этот вопрос с той же вероятностью, что и девочки. Однако подростки из социальноэкономически неблагополучных семей с заметно большей вероятностью нажмут на ссылку.
Наибольший разрыв был обусловлен когнитивными навыками: четверть учащихся с низкой успеваемостью заявили, что считают нажатие на ссылку правильным ответом. В то время как среди студентов, набравших наибольшее количество баллов за чтение, таких оказалось всего 5%.
В ходе исследования также выяснялось, меньше ли рискуют быть обманутыми те учащиеся, которые получают в школе инструкции об опасности фишинговых писем.
Результаты показали, что «нет четких доказательств» того, что учащиеся, получившие в школе инструктаж об опасностях фишинговых писем, подвергаются меньшему риску.
К ограничениям исследования относится тот факт, что оно основано на ответах на вопросы анкеты. По словам профессора Джеррима, это означает, что исследование не обязательно отражает реакцию подростков в реальной жизни.