DPR&G: В бесплатных приложениях полно скрытых расходов
Прокрастинация, недосыпание и снижение концентрации внимания — это цена пользования бесплатными мобильными приложениями, выяснили исследователи из Университета Линчепинга и RISE.
Компании вроде Google и Яндекс анализируют наше цифровое поведение и показывают нам рекламу. Таким образом, внимание становится товаром, который продают рекламодателям. Например, известный видеохостинг получает около 30 миллиардов евро в год благодаря трём миллиардам ежемесячных пользователей, хотя многие услуги платформы бесплатны для зрителей.
Часто данные собираются через бесплатные мобильные приложения. Однако исследователи из LiU и RISE считают, что у таких приложений есть и неявная цена.
Мартин Милерос, аспирант Университета Линчёпинга и научный сотрудник исследовательского института RISE, говорит, что такими расходами могут быть: откладывание дел на потом, недостаток сна, снижение концентрации внимания и потеря времени от общения с друзьями, хобби и тренировок.
Учёные исследуют такое явление как «экономика нулевой цены». Это означает, что поставщик услуг предлагает свои услуги в обмен на данные и внимание пользователя без оплаты деньгами. В традиционной экономике стоимость для частного лица соответствует стоимости для компании. Но в экономике нулевых цен стоимость и ценность разделены.
Исследователи опросили 196 человек в Линчепинге около университетского кампуса и научного парка. Эта выборка не представляет всё население, но даёт хорошее понимание отношения пользователей к скрытым расходам и личным данным.
Мартин Милерос отмечает, что это первое подобное исследование отношения пользователей к экономике нулевых цен. Он также подчёркивает, что многие пользователи ценят конфиденциальность и прозрачность. Исследование показало, что пользователи предпочитают покупать любимые приложения один раз, чтобы защитить свою конфиденциальность, а не пользоваться бесплатными сервисами, которые собирают личные данные.
Исследователи хотят, чтобы компании были более прозрачными, а политики предъявляли к ним более жёсткие требования по раскрытию потенциальных скрытых расходов.
Мартин Милерос считает, что приложения делают нас зависимыми, особенно детей и подростков. Он предлагает ввести строгие ограничения для приложений и информировать пользователей о скрытых расходах, подобно тому, как на пачках сигарет размещают предупреждения. Это поможет пользователям делать более осознанный выбор.
Исследование выявило скрытые издержки, но Мартин Милерос считает, что бесплатные приложения могут быть полезны и приятны для многих пользователей.
С помощью них можно найти информацию, пообщаться и т. д. Если приложение не понравится, его легко сменить. Это выгодно и компаниям, и людям. Но есть и другие аспекты использования приложений, о которых легко забыть.
Результаты опубликованы в издании Digital Policy Regulation and Governance.