Эксперт МГПУ: 25-летние дети не готовы к взрослой жизни из-за особого воспитания
В современном обществе отказываются от традиционных методов воспитания, которые включают наказания. По мнению профессора МГПУ Бориса Рыжова, это может негативно сказаться на развитии детей.
Эксперт считает, что без наказаний дети не научатся различать, какие поступки хорошие, а какие — плохие.
Российский психолог Борис Рыжов говорит, что в воспитании детей на протяжении большей части истории человечества использовались поощрения и наказания. Это помогало детям понять, какие последствия могут быть у их действий.
Наказание служило «отрицательным полюсом» этой системы, позволяя детям осознать границы допустимого поведения. При этом многие выдающиеся люди прошлого подвергались наказаниям в детстве, но это не помешало им достичь успеха.
Например, когда будущий скульптор Бенвенуто Челлини увидел в камине «саламандру», отец отвесил ему пощёчину. Но сделал он это не из злости, а чтобы сын запомнил момент, который, по мнению отца, предвещал великое будущее сына.
Психолог отмечает, что будущего императора Николая I регулярно наказывал физически его воспитатель граф Ламсдорф. Позже Николай I применял такие же методы воспитания к своему сыну, будущему императору Александру II. Это показывает, что физические наказания были нормой даже среди высшего сословия и не мешали достичь высокого положения в обществе.
Иван Тургенев вспоминал, как мать часто наказывала его, иногда без причины. Несмотря на это, он стал одним из величайших русских писателей, создав «Отцов и детей».
По мнению профессора, современный подход к воспитанию, ориентированный на положительное подкрепление, нарушает баланс. Детям сложнее оценивать своё поведение и поступки других людей, если они не знают о негативных последствиях своих действий.
Борис Рыжов считает, что у маленьких детей ещё не сформированы механизмы самоконтроля, поэтому им нужны внешние стимулы для выработки правильного поведения. Наказание помогает ребёнку понять, какие действия допустимы, а какие — нет.
Важно найти баланс между доверительными отношениями и чёткими правилами. Ребёнок должен чувствовать любовь и поддержку, но также понимать, что его действия имеют последствия.
Борис Рыжов подчёркивает, что речь идёт не о физических наказаниях, а о системе воспитания с чёткими границами и последствиями за их нарушение. По мнению эксперта, отказ от наказаний может привести к появлению «недосоциализированных» взрослых, которым трудно адаптироваться в обществе.
Профессор говорит о новом кризисе 25-летних, которые не готовы к требованиям взрослой жизни. Это может быть связано с изменившимися подходами к воспитанию: они не готовят детей к реальности за пределами детства и юности.
Рыжов предлагает более сбалансированный подход в воспитании. Он считает, что детям нужно объяснять, как оценивать свои поступки. Наказание должно помогать ребёнку осваивать социальные нормы и развивать самоконтроль, а не вредить ему.
Эксперт призывает общество критически оценить современные тенденции в воспитании, учитывая их долгосрочные последствия. Нужно глубже изучить влияние отказа от наказаний на развитие детей и их способность адаптироваться ко взрослой жизни.