Гены влияют на детский плач сильнее, чем воспитание
Почему один младенец спит как ангел, а другой не дает покоя? Ответ нашли в ДНК.

Шведские ученые из Уппсальского университета и Каролинского института провели исследование на тысяче пар близнецов, чтобы выяснить, почему одни младенцы плачут больше, а другие меньше. Оказалось, гены играют ключевую роль.
Результаты опубликованы в издании JCPP Advances.
Родителей опросили, когда детям было 2 и 5 месяцев. Их спрашивали, как долго малыши плачут, как спят и насколько легко засыпают.
Выяснилось, что:
- В 2 месяца гены объясняют 50% различий в продолжительности плача.
- К 5 месяцам влияние генов вырастает до 70%.
Родителям может быть легче, если они поймут: сколько ребенок плачет, во многом запрограммировано природой. Их возможности повлиять на это ограничены, — говорит Шарлотта Викторссон, психолог и автор исследования.
Остальные различия объясняются уникальной средой — факторами, которые действуют на каждого ребенка по-разному. Например, темперамент, микроклимат в семье или даже случайные события.
Уникальная среда — факторы, которые влияют на ребенка, но не на его брата или сестру (даже близнеца). Например, болезнь в раннем возрасте, порядок рождения, разное отношение родителей.
Почему изучали близнецов
Идентичные близнецы (с одинаковыми генами) и двойняшки (гены разные, как у обычных братьев и сестер) растут в схожих условиях. Если первые ведут себя более похоже, чем вторые, значит, дело в генах.
А что насчет сна
- Количество ночных пробуждений больше зависит от среды: режима, условий сна.
- Скорость засыпания в 2 месяца тоже определяется окружением, но к 5 месяцам гены начинают играть роль.
Ученые наблюдали за детьми до 3 лет, и это только первая часть данных.
Польза исследования
- Для родителей: понимание, что частый плач — не их вина, снижает тревожность.
- Для медиков: акцент на индивидуальных подходах к «сложным» младенцам.
- Для науки: база для изучения связи генов и поведения в раннем возрасте.
Исследование опирается на опросники, где родители могли субъективно оценивать плач. Нет объективных данных (аудиозаписи, сенсоры). Также не учитывались культурные различия: в некоторых обществах детей носят на руках чаще, что может влиять на плач.
Ранее ученые научились предсказывать эмоциональное развитие детей.



















