Иногда витать в облаках полезно: как рассеянность помогает учиться
Когда человек отвлекается во время задач, требующих внимания, это ухудшает его результаты. Но есть и другой тип обучения — пассивный, где концентрация не так важна.
Ученые из Университета Этвеша Лоранда во главе с Петером Шимором выяснили, как влияет рассеянность на такие задачи.
Результаты опубликованы в издании JNeurosci.
В эксперименте участвовали 40 человек. Они выполняли простое задание на обучение, а исследователи фиксировали активность их мозга. Задача была построена так, что участники неосознанно улавливали закономерности. Оказалось, что если человек отвлекался, это не мешало обучению, а иногда даже помогало. Причем спонтанное «блуждание мыслей» работало лучше, чем намеренное.
Во время таких отвлечений в коре мозга возникала активность, похожая на ту, что бывает во сне. Получается, когда мозг «отключается» и мысли текут сами по себе, это помогает усваивать информацию, не требующую глубокой концентрации.
Петер Шимор объясняет:
Обычно исследования фокусируются на активном обучении. Но в реальности мы часто учимся пассивно. Мозгу нужен сон для восстановления — возможно, и в бодрствовании ему полезно иногда «отдыхать», переключаясь на фоновое усвоение информации.
Это исследование важно, потому что:
- Показывает ценность «ничегонеделания» — иногда лучшая стратегия для обучения не концентрация, а расслабление.
- Объясняет, почему мы запоминаем
что-то «на автомате» — например, учим язык, просто слушая речь. - Может изменить подход к образованию — возможно, эффективнее чередовать интенсивные занятия и периоды «расфокуса».
Ранее ученые заключили, что витать в облаках вредно — это делает людей несчастными.