Исследование покажет, как соцсети влияют на психику подростков
Соцсети — не только про скроллинг, а ирногда и про троллинг: каждый лайк и репост может повлиять на психику подростка.

Этой осенью исследователи из Университета Техаса в Арлингтоне запускают масштабный проект: они хотят понять, как соцсети влияют на психику подростков и их склонность к рискованному поведению, включая употребление веществ.
Профессора Мелисса Льюис и Дана Литт из Школы социальной работы вместе с Карри Карри, ведущим исследователем из Университета Северного Техаса, будут наблюдать за 250 подростками из разных слоев общества.
Шесть недель участники будут ежедневно заполнять опросы — ученые выяснят, как конкретные действия в соцсетях (просмотры, репосты, комментарии) связаны с тревожностью, депрессией и тягой к опасным экспериментам. Через год проверят, привели ли эти краткосрочные реакции к долгосрочным проблемам.
Большинство прошлых исследований просто замеряли время перед экраном. Здесь же важно именно содержание: что подростки видят, чем делятся, на что реагируют.
Мы смотрим не просто на факт использования соцсетей, а на конкретный контент, — объясняет Литт. — Например, если подросток видит посты про алкоголь — это одно. А если сам их публикует? Меняет ли это ситуацию? Мы хотим понять, где именно кроется риск.
Результаты помогут разработать методы профилактики и дать родителям практические советы.
Исследования показывают, что интернет — это не только угрозы, но и польза, — говорит Литт. — Важно говорить с детьми не только о плохом, но и о хорошем: «Что тебе нравится в сети? Что поднимает настроение? А что расстраивает?» Баланс в таких беседах куда эффективнее запугивания.
Льюис добавляет: суть не в том, чтобы читать лекции про соцсети или наркотики, а в том, как вести диалог.
Если у ребенка конфликт в сети или проблемы со сверстниками, родитель должен не кричать, а слушать. Только так можно помочь.
Итоги исследования станут основой для программ, которые защитят подростков от вредного влияния и поддержат их развитие.
Этот проект, если все пройдет как задумано, будет важен по трем причинам:
- Конкретика вместо общих фраз. Вместо расплывчатых «соцсети вредны» — четкие данные: какие именно действия провоцируют тревогу или тягу к веществам.
- Практические инструменты для родителей. Не абстрактные страшилки, а понятные схемы общения с подростком.
- База для профилактики. Можно разработать точечные меры — например, обучать детей критическому восприятию контента.
Главный недостаток — выборка. 250 человек из Техаса (где культурные и социальные нормы специфичны) не отражают глобальную картину. Например, в странах с жестким контролем интернета (Китай) или высоким уровнем депрессии (Япония) результаты могут быть иными.
Ранее ученые заметили, что активные в соцсетях подростки обычо активны и в реальной жизни.