Journal of Experimental Psychology: Многозадачность — не один навык, а несколько
Почему одни люди легко жонглируют разными делами, а другие теряются? Ответ сложнее, чем кажется.

Мы все занимаемся несколькими делами одновременно: проверяем почту во время звонка, готовим ужин и помогаем детям с уроками. Раньше считалось, что это универсальный навык, но новое исследование Университета Суррея (опубликовано в издании Journal of Experimental Psychology) показало — всё сложнее.
Ученые собрали 224 студента и дали им девять разных заданий на многозадачность. Они разделили их на три типа:
- Параллельные действия — например, говорить по телефону за рулем.
- Переключение между задачами — как ответы на письма между уведомлениями.
- Сложная многозадачность — управление кухней в час пик, где нужно расставлять приоритеты.
Оказалось, что нет единого «умения» делать несколько дел сразу. Не существует.
Способность переключаться между задачами зависит от общей многозадачности — она работает в разных ситуациях. А вот параллельные действия и сложная многозадачность требуют еще и специфических навыков. Например, для последней важно удерживать в голове много деталей (это называют рабочей памятью).
Это объясняет, почему в прошлых исследованиях результаты о гендерных различиях противоречили друг другу. Если тестировали переключение, женщины часто справлялись лучше. Если проверяли параллельные задачи — мужчины. Теперь ясно: дело не в поле, а в типе многозадачности.
Алан Вонг, ведущий автор исследования:
Многозадачность — не универсальный навык. Чтобы ее улучшить, нужно развивать и общие способности, и узкие — для конкретных ситуаций.
Йетта Квайлинг Вонг добавляет:
Тренировки должны включать разные задачи, а не один тип. Только так можно прокачать и гибкость, и специализированные умения.
Этот подход разрушает мифы о многозадачности. Раньше ее оценивали как единое качество, а теперь ясно: нельзя сказать «ты хороший многозадачник» — только „ты хорошо переключаешься, но хуже справляешься с параллельными задачами“.
Практические применения:
- Обучение — программы для пилотов, диспетчеров, врачей можно адаптировать под конкретные типы многозадачности.
- Рабочая среда — подбор сотрудников не по абстрактному «стрессоустойчивости», а под задачи, которые им реально предстоит выполнять.
- Быт — понимание, почему
кто-то легко готовит и общается, но «выключается» при попытке писать и слушать одновременно.
Отметим, что исследование проводилось на студентах — узкая выборка. У молодых когнитивные способности выше, а опыт многозадачности меньше, чем у взрослых. Возможно, у людей с разным стажем картина была бы иной. Кроме того, лабораторные условия — не реальная жизнь: никто не проверял, как участники справляются с хаосом, где задачи сыпятся не по плану.
Ранее ученые предположили, что билингвы лучше справляются с многозадачностью.