Когда мир рухнул: почему дети, потерявшие родителей, чаще становятся изгоями
Потеря родителя в любом возрасте — тяжелое испытание. Но для ребенка это может повлиять на всю его жизнь: развитие, психику, отношения с окружающими.

Новое исследование Бостонского университета показало, что дети, пережившие смерть одного из родителей, чаще становятся жертвами травли в школе. Ученые опросили 21 000 детей в Китае и выяснили: риск зависит от пола ребенка, того, кто умер (мать или отец), возраста, в котором это произошло, и места проживания.
Результаты опубликованы в издании Journal of Affective Disorders.
Подростки из сельской местности, девочки и дети постарше (13–17 лет) чаще сталкивались с буллингом после потери любого из родителей.
Смерть родителя — это травма, которая повышает риск других проблем, включая школьную травлю, — говорит доктор Зиминг Сюань, ведущий автор исследования.
Особенно уязвимыми оказались мальчики, потерявшие мать. Возможно, материнская поддержка играет для сыновей особую защитную роль.
Родители влияют на физическое и психическое здоровье ребенка, его социальные навыки, даже финансовое благополучие — все это сказывается на том, как дети общаются со сверстниками.
Ученые использовали данные опроса 35 000 детей и подростков 10–17 лет из юго-западного Китая.
Из них:
- почти 3% потеряли одного из родителей;
- более 15% сталкивались с травлей в школе.
Большинство случаев смерти родителей пришлось на допандемийный период. Но сегодня в мире около 8 миллионов детей остались без одного или обоих родителей из-за COVID-19. В США в 2021 году более 4% детей до 17 лет пережили смерть матери или отца.
Исследователи надеются, что их работа поможет создать систему поддержки для таких детей.
Эффективная помощь должна быть многоуровневой и долгосрочной, — объясняет доктор Сюань.
Нужны индивидуальные консультации, вовлечение оставшихся родственников, программы с учетом возраста и культурных особенностей.
Важно, чтобы поддержка менялась со временем — потребности ребенка в горевании не статичны.
Школам стоит обучать педагогов распознавать признаки горя и уязвимости, создавать доброжелательную атмосферу. Теплая обстановка в классе снижает риск травли и помогает детям справиться с потерей.
Это исследование ценно, потому что:
- Показывает скрытые последствия — не только горе, но и повышенный риск буллинга.
- Выявляет уязвимые группы — мальчики без матерей, подростки из сел.
- Дает основу для программ поддержки — не абстрактных, а конкретных: от терапии до работы с учителями.
- Актуально в постпандемийный период — миллионы детей потеряли родителей, и система помощи отстает.
Ранее ученые заметили в мозгах жертв буллинга признаки развивающегося психоза.