Лента съедает мозг: скроллинг превращает подростков в тревожных зомби
Новое исследование Университета Западного Онтарио показало, что уязвимые подростки, которые проводят слишком много времени перед экраном, особенно бесцельно листая ленту, чаще страдают от тревожности, депрессии, агрессии и импульсивности.
В исследовании участвовали больше 500 подростков 12–17 лет без ранее диагностированных психических расстройств.
Почти половина из них — 45% — сообщили о тревожности на уровне, требующем консультации специалиста.
И дело не только в экранном времени: у многих проблемы начались независимо от того, сколько часов в день они проводили в телефоне.
Результаты опубликованы в издании Computers in Human Behavior.
Это очень неожиданно, — говорит Эмма Дьюэрден, профессор нейронауки и автор исследования.
До пандемии уровень тревожности среди подростков был 8–15%. А теперь почти у половины опрошенных — клинически значимые симптомы. Это тревожный сигнал.
Если подросток сидит в телефоне больше двух часов в будни, риск тревожности удваивается, а вероятность эмоциональных и поведенческих проблем — вырастает в четыре раза.
Как проходило исследование
- 580 подростков 9 месяцев заполняли онлайн-анкеты.
- Учитывались: время в телефоне, активность в соцсетях, уровень тревожности, склонность к агрессии.
- Самый вредный сценарий — пассивный скроллинг.
Когда ты просто листаешь ленту, время пролетает незаметно, — объясняет Дьюэрден.
Это усиливает тревогу, провоцирует скуку, агрессию и импульсивные поступки. Подростки видят контент, который их расстраивает, и начинают сравнивать себя с другими — обычно не в свою пользу.
Уменьшить экранное время и больше двигаться — логичный совет, но следовать ему сложно.
Некоторые подростки проводят в телефоне по 15 часов в сутки, — говорит Дьюэрден.
Запреты на телефоны в школах — хорошая идея. Но главное — научиться делать перерывы. Мир за пределами экрана тоже существует.
Этот анализ важен, потому что:
- Конкретизирует риски — не просто «экранное время вредно», а именно пассивный скроллинг опаснее всего.
- Показывает масштаб проблемы — почти половина опрошенных с неочевидными симптомами нуждаются в помощи.
- Дает аргументы для родителей и педагогов — теперь есть научные данные, чтобы обосновать ограничения.
Отметим, что исследование опирается на самоотчеты подростков, а это не всегда точные данные. Кто-то мог преувеличить время в телефоне,
Ранее ученые разделили тревожность и депрессию на два разных расстройства. Да, было время, когда их объединяли.