Лингвисты опровергли прежнее значение имени Атилла
Когда Аттила вел свои орды на Рим, он вряд ли думал, что через 1500 лет ученые будут спорить о его родном языке.

Новые лингвистические исследования раскрыли происхождение европейских гуннов — оказывается, их предки говорили на палеосибирских языках, а не на тюркских, как считалось раньше. К такому выводу пришли лингвисты Свеня Бонманн из Кёльнского университета и Саймон Фриз из Оксфорда. Их работа, опубликованная в журнале Transactions of the Philological Society, доказывает, что гунны Аттилы и их азиатские предки — хунну — говорили на одном языке из енисейской семьи.
Эти языки были распространены в Сибири до прихода тюркских, уральских и тунгусских племен. Сегодня на енисейских языках говорят лишь небольшие группы людей вдоль реки Енисей. Хунну создали мощный племенной союз в Центральной Азии еще в III веке до н. э., а их столицу, Лунчен, недавно нашли в Монголии. Гунны же в IV–V веках н. э. построили империю в Европе, но их язык не сохранился — все, что о них известно, записано другими народами.
Енисейские языки — почти исчезнувшая семья языков, на которых говорили в Сибири до прихода тюрков. Сегодня сохранился только кетский язык.
Долгое время ученые думали, что хунну и гунны говорили на тюркском, ведь тюрки начали движение на запад с VII века. Но Бонманн и Фриз обнаружили следы древнего енисейского языка — аринского — в заимствованных словах, именах и названиях рек у гуннов. Например, имя «Аттила» раньше считали германским („папочка“), но теперь его можно перевести с енисейского как „быстрый, проворный“.
Исследование подтверждает генетические и археологические данные: гунны действительно потомки хунну.
Наша работа показывает, что лингвистика не менее важна для истории, чем генетика и раскопки, — говорит Фриз.
Этот труд меняет представление о миграциях народов в Евразии. Если гунны говорили на енисейском, а не тюркском, значит:
- тюрки пришли в Центральную Азию позже, чем считалось;
- енисейские языки влияли на ранние тюркские;
- история Сибири и степей требует пересмотра.
Практическая польза — в уточнении происхождения многих народов, включая венгров и булгар, которые считали гуннов своими предками.
Однако гипотеза опирается на косвенные данные: заимствования, имена и топонимы. Прямых письменных источников на языке гуннов нет. Возможно, их элита говорила на енисейском, а простой народ — на тюркском или другом языке.
Ранее ученые раскрыли историю заселения Океании.