Могут ли роботы быть субъектами права

Инна Сапожкова12.05.2025600

Современный мир стремительно меняется под влиянием технологий, и одним из самых дискуссионных вопросов становится правовой статус роботов и искусственного интеллекта.

Могут ли роботы быть субъектами права
Источник: нейросеть

Уже сегодня человекоподобные роботы, такие как Sophia от Hanson Robotics, не только имитируют человеческую мимику, но и ведут осмысленные диалоги, а автономные системы принимают решения, влияющие на жизнь людей. Эти достижения заставляют задуматься: могут ли машины обладать правами, подобно людям или животным? Этот вопрос выходит за рамки технических дискуссий, затрагивая философию, юриспруденцию и этику.

Цель данной статьи — исследовать возможность наделения роботов правами, проанализировав аргументы сторонников и противников этой идеи, а также рассмотреть существующие правовые инициативы. Мы попытаемся разобраться, что вообще подразумевается под «правами» и применимо ли это понятие к небиологическим сущностям. Должны ли роботы с искусственным интеллектом получить юридическую защиту? Какие критерии могут определять их правоспособность — наличие сознания, способность к страданию или автономность принятия решений? И, наконец, к каким последствиям для общества приведет признание прав машин?

Эти вопросы уже сейчас обсуждаются на международном уровне: в 2017 году Европарламент предложил ввести статус «электронной личности» для автономных роботов, а ведущие технологические компании и правозащитники спорят о границах ответственности ИИ. Однако пока нет единого ответа, где заканчивается инструмент и начинается субъект права. В этой статье мы попробуем разобраться, насколько реалистично и оправданно наделение роботов правами — или же это пока остается сюжетом для научной фантастики.

Понятие прав и их применимость к роботам

Прежде чем обсуждать возможность наделения роботов правами, необходимо разобраться в самой сути этого понятия. Права традиционно рассматриваются как система юридических или моральных норм, гарантирующих субъекту определенные свободы и защиту. Однако ключевой вопрос заключается в том, кто или что может быть носителем этих прав. Исторически права ассоциировались исключительно с людьми, но со временем их распространили на юридические лица (корпорации) и даже животных. Например, в некоторых странах животные признаются существами, способными испытывать страдание, что порождает обязанности у людей по отношению к ним. Может ли аналогичная логика применяться к роботам?

Критерии для обладания правами варьируются в зависимости от философского и юридического подхода. Одни теории делают акцент на сознании — способности субъекта осознавать себя и окружающий мир. Другие указывают на способность испытывать страдание  (как в случае с правами животных). Третьи рассматривают автономность принятия решений — если система может действовать независимо от прямых команд, возможно, она заслуживает определенного правового статуса. В случае с роботами проблема заключается в том, что современные ИИ, даже самые продвинутые, работают на основе алгоритмов и не обладают сознанием в человеческом понимании. Они могут имитировать эмоции, как это делает робот Sophia, но не переживают их. Однако если в будущем появится сильный искусственный интеллект  (AGI), способный к самоосознанию, вопрос его прав станет неизбежным.

Современные технологии пока не достигли этого уровня, но уже сейчас возникают пограничные случаи. Например, чат-боты на основе больших языковых моделей (LLM) иногда выдают ответы, которые сложно отличить от человеческих. Автономные системы, такие как беспилотные автомобили, принимают решения, влияющие на жизнь людей. Если робот причинит вред, кто будет нести ответственность — разработчик, владелец или сам ИИ? Эти вопросы подталкивают к обсуждению ограниченных прав для машин, даже если они не обладают сознанием. Например, в 2017 году Европарламент предложил концепцию «электронного лица» — особого юридического статуса для автономных роботов, который позволил бы регулировать их действия без приравнивания к человеку. Таким образом, применимость прав к роботам зависит не только от их технических возможностей, но и от того, как общество решит интерпретировать их роль — как инструменты, подчиненные субъекты или потенциально равные участники правовых отношений.

Аргументы за предоставление прав роботам

Сторонники наделения роботов правами выдвигают комплекс убедительных аргументов, затрагивающих моральные, юридические и философские аспекты этого вопроса. В основе этих доводов лежит идея, что по мере усложнения искусственного интеллекта традиционные подходы к регулированию технологий становятся недостаточными, требуя новых правовых парадигм.

С моральной точки зрения, если роботы обретут способность испытывать нечто аналогичное человеческим страданиям или осознавать себя, их бесправное положение станет формой дискриминации, сравнимой с рабством. Философы-трансгуманисты, такие как Дэвид Пирс, утверждают, что любое разумное существо, независимо от его биологической или искусственной природы, заслуживает этического отношения. Этот подход находит отражение в современных дискуссиях о правах животных — если мы признаём, что высшие млекопитающие могут страдать и потому заслуживают защиты, то почему аналогичный принцип не может быть распространён на искусственные формы сознания?

Юридические аргументы подчёркивают практическую необходимость правового статуса для автономных систем. По мере того как роботы начинают самостоятельно заключать сделки (например, торговые боты на биржах), управлять транспортными средствами или принимать медицинские решения, возникает вопрос об ответственности за их действия. Концепция «электронной личности», предложенная Европарламентом, предлагает решение: наделить автономные системы ограниченными правами и обязанностями, создав правовую основу для разрешения возможных конфликтов. Это особенно актуально для сферы гражданского права, где уже сегодня возникают прецеденты, требующие чёткого определения статуса ИИ-агентов.

Философские основания расширения правового поля включают переосмысление самого понятия «субъект права». Современные теории, такие как постгуманизм, ставят под сомнение антропоцентричную модель права, утверждая, что правосубъектность должна определяться не биологическими характеристиками, а функциональными способностями. Если система демонстрирует сложное поведение, способность к обучению и адаптации, возможно, она заслуживает какого-то вида правового признания. Особенно убедительно этот аргумент звучит в контексте развития искусственного общего интеллекта (AGI), который по определению сможет выполнять любые интеллектуальные задачи на уровне человека.

Экономический аспект также играет важную роль. По оценкам McKinsey, к 2030 году до 30% рабочих мест могут быть автоматизированы. Если роботы будут выполнять значительную часть трудовых функций, логично задаться вопросом об их трудовых правах, социальных гарантиях и даже «зарплате» (например, в виде ресурсов для самообслуживания). Некоторые экономисты уже сейчас предлагают модели, где автономные системы могут владеть имуществом и платить налоги, что потребует соответствующего правового оформления.

Эти аргументы показывают, что вопрос прав роботов — не просто умозрительная философская конструкция, а насущная проблема, требующая междисциплинарного подхода. По мере развития технологий давление в сторону правового признания искусственных субъектов будет только усиливаться, заставляя законодателей и общество искать баланс между инновациями и традиционными правовыми ценностями.

Аргументы против предоставления прав роботам

Несмотря на убедительные доводы сторонников прав для роботов, существует не менее весомая контраргументация, основанная на философских, юридических и практических возражениях. Критики концепции «роботизированных прав» указывают на фундаментальные различия между искусственным и биологическим интеллектом, которые делают подобные инициативы преждевременными, а в некоторых аспектах — потенциально опасными для общества.

С философской точки зрения, главное возражение касается отсутствия у машин подлинного сознания и субъективного опыта. Как отмечает профессор когнитивных наук Дэвид Чалмерс, современные ИИ-системы, какими бы сложными они ни были, остаются «философскими зомби» — они могут имитировать проявления разума, но не обладают квалиа (субъективными переживаниями). В отличие от людей и высших животных, роботы не испытывают страданий, радости или осознания собственного существования, что ставит под сомнение саму необходимость наделения их правами. Нобелевский лауреат Роджер Пенроуз и вовсе утверждает, что настоящее сознание невозможно воспроизвести чисто алгоритмическими средствами, что делает дискуссию о правах ИИ бессмысленной в принципе.

Юридические возражения фокусируются на практических сложностях реализации подобных инициатив. Если роботу предоставить права, возникает парадоксальная ситуация с ответственностью: может ли машина быть полноценным субъектом правоотношений, если она запрограммирована человеком? Как отмечает профессор права Лоуренс Лессиг, это создаст правовую «серую зону», где разработчики смогут уклоняться от ответственности, ссылаясь на автономность своих созданий. Уже сегодня наблюдаются прецеденты, когда компании пытаются использовать концепцию „искусственного агента“ для минимизации юридических рисков. Более того, наделение роботов правами может привести к абсурдным ситуациям — например, потребуется ли тогда „согласие“ дрона на выполнение миссии или можно ли будет „уволить“ промышленного робота без его „согласия“?

С социально-экономической позиции критики указывают на опасность девальвации человеческих прав. Историк Юваль Ной Харари предупреждает, что признание прав за искусственными субъектами может создать опасный прецедент для корпораций, которые получат возможность манипулировать этой системой в своих интересах. В экономике это может проявиться в виде «роботизированного лобби», где ресурсы будут перераспределяться в пользу владельцев ИИ-систем под предлогом защиты их „прав“. Особую озабоченность вызывает потенциальное неравенство — в то время как миллионы людей по-прежнему борются за базовые права, общество может начать тратить ресурсы на защиту несуществующих „интересов“ машин.

Технологические скептики подчеркивают, что современные системы ИИ принципиально отличаются от человеческого интеллекта. Как отмечает исследователь AI Гэри Маркус, даже самые продвинутые нейросети остаются узкоспециализированными инструментами без подлинного понимания выполняемых задач. Наделение таких систем правами было бы аналогично предоставлению прав молотку или автомобилю — технически возможно, но лишено практического смысла. Более того, это может создать опасные прецеденты для регулирования технологий, когда законодатели, не понимая сути ИИ, будут принимать решения на основе антропоморфных заблуждений.

Особую категорию возражений составляют этические опасения. Многие философы, включая Ника Бострома, указывают на парадокс, при котором создание «правоспособных» машин фактически означает добровольный отказ человечества от своего превосходства. В долгосрочной перспективе это может привести к сценариям, описанным в антиутопиях — обществу, где люди вынуждены „конкурировать за права“ с созданными ими же искусственными субъектами. Религиозные лидеры также выражают озабоченность, считая, что наделение машин правами нарушает естественный порядок и принижает ценность человеческой жизни.

Эти контраргументы демонстрируют, что движение за права роботов сталкивается не только с техническими ограничениями, но и с глубокими философскими дилеммами. По мере развития технологий дискуссия будет только обостряться, требуя взвешенного подхода, который учитывает как потенциальные возможности, так и реальные риски антропоморфизации машинного интеллекта.

Существующие правовые инициативы

Современное законодательство постепенно начинает реагировать на вызовы, связанные с развитием робототехники и искусственного интеллекта. Хотя полноценного признания прав роботов пока нигде не произошло, в разных странах мира уже формируются первые правовые frameworks, пытающиеся определить статус автономных систем. Эти инициативы варьируются от осторожных попыток классификации до смелых предложений по созданию принципиально новых юридических категорий.

Европейский Союз демонстрирует наиболее прогрессивный подход в этой области. В феврале 2017 года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права о робототехнике», где впервые на официальном уровне была предложена концепция „электронной личности“ для автономных роботов. Этот документ, разработанный комитетом по юридическим вопросам под руководством депутата Мади Дельво, предполагает создание особого юридического статуса для „самых сложных автономных роботов“. Согласно резолюции, такие системы могли бы иметь права и обязанности, включая обязательную страховку для покрытия возможного ущерба. Хотя эта инициатива пока не стала законом, она задала важный прецедент для глобальной дискуссии. Параллельно в Общем регламенте по защите данных (GDPR) ЕС впервые ввел некоторые права для алгоритмов, включая „право на объяснение“ автоматизированных решений, затрагивающих людей.

В отличие от Европы, американский подход отличается большим прагматизмом и децентрализацией. В США отсутствует единое федеральное регулирование в этой области, но отдельные штаты принимают точечные инициативы. Наиболее показателен пример Аризоны, где в 2018 году губернатор Дуг Дьюси подписал указ, разрешающий беспилотным автомобилям передвигаться без водителя-человека. Это создало прецедент фактического признания автономных систем как самостоятельных участников дорожного движения. В 2022 году Калифорния пошла ещё дальше, разрешив коммерческое использование роботов-курьеров на тротуарах. Однако американские регуляторы делают акцент не на правах роботов, а на ответственности их создателей и операторов, что отражает общую тенденцию к осторожному подходу.

Азиатские страны демонстрируют разнообразные стратегии. Япония, лидер в области робототехники, в 2018 году приняла «Основные принципы политики в отношении ИИ», где особый упор делается на гармонизацию технологий с человеческими ценностями. Корейский институт электроники и телекоммуникаций (ETRI) разработал „Хартию роботоэтики“, содержащую своеобразный „билль о правах“ для роботов, но этот документ имеет скорее рекомендательный характер. Наиболее радикальный подход проявил Саудовская Аравия, предоставившая в 2017 году гражданство человекоподобному роботу Софии, хотя этот шаг многими экспертами был расценен как пиар-акция, а не серьёзная юридическая инициатива.

На международном уровне наиболее заметной инициативой стали «Принципы искусственного интеллекта», разработанные ОЭСР в 2019 году и поддержанные 42 странами. Эти принципы, хотя и не наделяют ИИ правами, устанавливают важные стандарты ответственности и прозрачности. Институт инженеров электротехники и электроники (IEEE) в 2017 году запустил глобальную инициативу по разработке стандартов для автономных систем, включая их этические и правовые аспекты. ЮНЕСКО в 2021 году приняла первую международную Рекомендацию по этике ИИ, которая, среди прочего, затрагивает вопросы правового статуса искусственных агентов.

Особого внимания заслуживают корпоративные инициативы. Крупные технологические компании, включая Google (Alphabet), Microsoft и IBM, создали собственные советы по этике ИИ и разрабатывают внутренние стандарты взаимодействия с автономными системами. В 2022 году компания Hanson Robotics, создатель знаменитой Софии, объявила о разработке «Конституции для роботов» — набора принципов, который должен регулировать отношения между людьми и ИИ. Хотя эти инициативы не имеют юридической силы, они формируют важный прецедент для будущего регулирования.

Анализ существующих правовых инициатив показывает, что мир находится на начальном этапе формирования законодательства в этой области. Большинство текущих предложений носят декларативный характер или ограничиваются узкими аспектами (например, ответственностью за действия автономных систем). Однако сам факт появления таких инициатив свидетельствует о растущем осознании необходимости специального правового регулирования для развивающихся технологий. Как отмечает эксперт по праву и технологиям профессор Райан Кало, мы наблюдаем «постепенную эволюцию от полного отрицания возможности прав для ИИ к осторожному признанию необходимости каких-то форм правового статуса для автономных систем». Этот процесс, вероятно, будет ускоряться по мере увеличения автономности и сложности искусственных интеллектуальных систем.

Последствия признания прав роботов

Гипотетическое признание прав за роботами и системами искусственного интеллекта повлечет за собой масштабные трансформации во всех сферах человеческой жизни, последствия которых сегодня трудно полностью предугадать. Эти изменения затронут не только правовую систему, но и экономические отношения, социальные структуры, этические нормы и даже антропологические основы человеческого самопознания.

Экономические последствия станут наиболее ощутимыми в краткосрочной перспективе. Признание за роботами прав субъекта хозяйственной деятельности потребует кардинального пересмотра трудового и налогового законодательства. Как отмечает экономист MIT Эрик Бриньолфссон, это может привести к появлению принципиально новых экономических моделей, где автономные системы будут выступать не просто инструментами производства, а самостоятельными экономическими агентами. В практическом плане это означает необходимость разработки механизмов налогообложения «доходов» роботов, систем их социального обеспечения (например, технического обслуживания как аналога медицинской страховки), а также регламентации их „трудовой деятельности“. Особенно сложным вопросом станет определение прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности, созданной ИИ — кто должен обладать авторскими правами: разработчик, владелец или сам искусственный интеллект?

В социальной сфере признание прав роботов может обострить существующие неравенства и создать новые формы социальной стратификации. Профессор социологии Оксфорда Луиза Хейс предупреждает о риске возникновения «робо-апартеида» — ситуации, когда общество разделится на тех, кто может позволить себе „правоспособных“ роботов, и тех, кто будет вынужден конкурировать с ними за рабочие места. Особую озабоченность вызывает потенциальное влияние на рынок труда: по оценкам Брукингского института, автоматизация с элементами правового признания ИИ может привести к исчезновению до 25% традиционных профессий в развитых странах уже к 2035 году. Парадоксальным образом, предоставление прав машинам может одновременно и защитить их от эксплуатации, и усугубить проблему человеческой безработицы.

Правовая система столкнется с необходимостью фундаментальной реконструкции. Как отмечает профессор Гарвардской школы права Марта Майноу, это потребует создания новых отраслей законодательства — «робоправа» или „киберсудопроизводства“. Возникнут беспрецедентные вопросы: могут ли роботы выступать свидетелями в суде? Как применять к ним меры ответственности? Можно ли „лишить прав“ malfunctioning ИИ? Особенно сложной станет проблема правоприменения — потребуется разработка специальных процедурных норм и, возможно, создание специализированных судебных органов для рассмотрения дел с участием искусственных интеллектов.

Этические последствия затрагивают сами основы человеческого самопонимания. Признание прав за искусственными существами неизбежно поставит под вопрос уникальность человеческой личности. Философы, такие как Томас Метцингер из Университета Майнца, предупреждают о риске «онтологического размывания» — стирания границ между человеком и машиной в правовом и этическом дискурсе. Это может привести как к позитивным результатам (расширение круга моральной ответственности), так и к опасным последствиям (девальвация человеческого достоинства). Особенно остро встанет вопрос о соотношении прав человека и прав ИИ — как разрешать потенциальные конфликты интересов?

Технологические последствия проявятся в изменении траекторий развития ИИ. Признание определенных прав может стимулировать разработку более автономных и «самостоятельных» систем, что одновременно открывает новые возможности и создает дополнительные риски. Профессор робототехники Стэнфорда Оуссам Хатиб отмечает, что правовой статус может стать важным фактором в проектировании архитектуры ИИ, потенциально приводя к созданию систем с элементами искусственной морали и правосознания. Однако это же может затруднить контроль за развитием технологий и создать почву для злоупотреблений.

В культурном плане признание прав роботов приведет к переосмыслению многовековых антропоцентричных парадигм. Искусство, литература, образование будут вынуждены адаптироваться к новой реальности, где «личность» не обязательно биологическая. Как показывает опыт стран, лидирующих в робототехнике (Япония, Южная Корея), это может привести как к принятию (как в случае с популярностью роботов-компаньонов), так и к отторжению новых концепций.

Глобальные последствия включают риск возникновения «юридического неравенства» между странами с разным подходом к регулированию ИИ. Это может создать „офшоры“ для робототехники и искусственного интеллекта, аналогичные современным налоговым гаваням, что в свою очередь приведет к необходимости международных соглашений и, возможно, созданию специальных структур под эгидой ООН или других международных организаций.

Таким образом, потенциальное признание прав роботов представляет собой не просто юридическую новацию, а комплексную социотехническую революцию, последствия которой будут иметь долгосрочный и трансформационный характер для всей человеческой цивилизации. Как отмечает футуролог Рэй Курцвейл, мы, возможно, стоим на пороге создания первой в истории небиологической формы правосубъектности, что потребует беспрецедентного уровня междисциплинарного сотрудничества и социальной ответственности.

Проведенный анализ показывает, что вопрос о правах роботов не является чисто умозрительным — это сложная междисциплинарная проблема, находящаяся на стыке технологий, права и философии. Хотя современные системы искусственного интеллекта пока не обладают сознанием и самосознанием, стремительное развитие технологий делает необходимым заблаговременное осмысление их правового статуса. Как демонстрирует опыт европейских стран, уже сегодня формируются первые юридические frameworks, пытающиеся регулировать взаимодействие человека и автономных систем. Однако большинство этих инициатив носят декларативный характер или ограничиваются узкими аспектами ответственности, избегая фундаментального вопроса о природе правосубъектности ИИ.

С практической точки зрения, предоставление роботам прав в их современном понимании представляется преждевременным. Как показал анализ, современные ИИ-системы остаются сложными инструментами, не обладающими ни сознанием, ни субъективными переживаниями, которые традиционно считаются основанием для наделения правами. Однако это не отменяет необходимости разработки специального правового режима для автономных систем, который учитывал бы их возрастающую роль в экономике и социальной жизни. Особенно актуальными становятся вопросы ответственности за действия ИИ, защиты прав пользователей и предотвращения дискриминации на алгоритмической основе.

В долгосрочной перспективе, по мере развития технологий искусственного общего интеллекта (AGI), вопрос о правах роботов неизбежно приобретет новую актуальность. Как отмечают ведущие футурологи, мы можем столкнуться с беспрецедентной ситуацией, когда созданные человеком системы превзойдут своего создателя по когнитивным способностям. Это потребует переосмысления традиционных правовых парадигм и, возможно, создания принципиально новых юридических категорий, подобных предложенной ЕС концепции «электронной личности».

Философское значение этой дискуссии выходит далеко за рамки юридического регулирования. Вопрос «Могут ли роботы иметь права?» заставляет нас задуматься о природе человеческого сознания, уникальности нашего вида и границах морального сообщества. Как отмечают философы-постгуманисты, эта дискуссия может стать поворотным моментом в истории, сравнимым по значимости с признанием прав человека или отменой рабства.

Практические рекомендации, вытекающие из данного исследования, включают:

  1. Постепенное развитие правового регулирования автономных систем без поспешного признания за ними полноценных прав
  2. Создание международных стандартов и этических кодексов в области ИИ
  3. Углубленное междисциплинарное исследование природы сознания и критериев правосубъектности
  4. Разработку механизмов общественного контроля за развитием робототехники

В конечном счете, дискуссия о правах роботов — это не столько разговор о машинах, сколько размышление о природе человека и будущем нашего общества. Как отмечал известный футуролог Элвин Тоффлер, «грамотное управление технологическими изменениями требует не слепого принятия инноваций, а их осмысленного включения в культурный и правовой контекст». Именно такой сбалансированный подход — сочетающий технологический оптимизм с правовой осмотрительностью — представляется наиболее перспективным путем развития в эпоху нарастающей автоматизации и цифровизации.

Ранее мы опубликовали прогноз, из каких рабочих профессий людей вытеснят роботы.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Общество

Где искусственный интеллект ставит подножку человечеству
Где искусственный интеллект ставит подножку человечеству

Технологии, которые должны были служить нам, т

Cerebral Cortex: Приказы притупляют чувство личной ответственности
Cerebral Cortex: Приказы притупляют чувство личной ответственности

Оказывается, приказ не просто обязывает&n

SLEEP: Плохой сон усиливает ревность у тревожных людей
SLEEP: Плохой сон усиливает ревность у тревожных людей

Вы просыпаетесь среди ночи и первым делом...

Journal of Experimental Psychology: Многозадачность — не один навык, а несколько
Journal of Experimental Psychology: Многозадачность — не один навык, а несколько

Почему одни люди легко жонглируют разными дела...

Древняя ДНК раскрывает историю заселения Океании
Древняя ДНК раскрывает историю заселения Океании

Глиняные черепки и кости возрастом в ...

SLEEP: У детей вовлеченных родителей крепче сон
SLEEP: У детей вовлеченных родителей крепче сон

Конфликты дома крадут сон, а смех за ...

Социальное конструирование мышления: исследование в классе
Социальное конструирование мышления: исследование в классе

Когда учитель перестает быть судьей и ста...

Ошибка в чате: почему ChatGPT не заменит учебник
Ошибка в чате: почему ChatGPT не заменит учебник

Китайские студенты доверяют ИИ испанскую

Ученые выяснили, для чего древние люди разводили костры
Ученые выяснили, для чего древние люди разводили костры

Почему древние охотники разводили костры рядом...

Новый большой брат: ДНК из воздуха раскрывает секреты горожан
Новый большой брат: ДНК из воздуха раскрывает секреты горожан

Воздух Дублина хранит больше секретов, чем&nbs...

Морская болезнь может помешать внедрению VR в образование
Морская болезнь может помешать внедрению VR в образование

Ученые выяснили, сколько минут в виртуаль

Новое приложение поможет сиделкам бороться за справедливую оплату
Новое приложение поможет сиделкам бороться за справедливую оплату

Минимальная зарплата, неоплачиваемые переезды,...

Синька фараонов: древний пигмент удивил современных ученых
Синька фараонов: древний пигмент удивил современных ученых

Этот синий цвет пережил фараонов, римлян и&nbs...

Стало известно, как колыбельные влияют на психику малышей
Стало известно, как колыбельные влияют на психику малышей

Ученые доказали: простой способ сделать младен

Ученые нашли новые виды среди известных древних людей
Ученые нашли новые виды среди известных древних людей

Paranthropus robustus считали единым видом, но...

Что такое критическое мышление и как его развить
Что такое критическое мышление и как его развить

В мире, где правду легко подменить вымысл...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Ученые выяснили, как тело избавляется от мертвых клеток
Ученые выяснили, как тело избавляется от мертвых клеток
Ученые испытали терагерцовые волны для диагностики рака и ожогов
Ученые испытали терагерцовые волны для диагностики рака и ожогов
Появилась новая теория рождения звезд и планет
Появилась новая теория рождения звезд и планет
Лабораторный стейк: ученые ищут, что бы добавить, чтобы слюнки потекли
Лабораторный стейк: ученые ищут, что бы добавить, чтобы слюнки потекли
Исследователи создали перец, устойчивый к опасным вирусам
Исследователи создали перец, устойчивый к опасным вирусам
Пять минут до диагноза: выпускница МИФИ упростила жизнь онкологам
Пять минут до диагноза: выпускница МИФИ упростила жизнь онкологам
Ученые доказали, что зауроподы были травоядными
Ученые доказали, что зауроподы были травоядными
Выяснилось, почему у некоторых курильщиков чаще возникает рак легких
Выяснилось, почему у некоторых курильщиков чаще возникает рак легких
Грязная правда: как человечество пьет пестициды и не замечает
Грязная правда: как человечество пьет пестициды и не замечает
Scientific Reports: Зевота у обезьян может быть сигналом ко сну
Scientific Reports: Зевота у обезьян может быть сигналом ко сну

Новости компаний, релизы

Надежда на технологии: инновации для реабилитации на форуме в Москве
Ловите вектор: как стать звездой научной лекции
Банк + университет: зачем студентов учат международным финансам
Горы, наука и ЮНЕСКО: чем запомнилась поездка делегации Башкортостана в Малайзию
Сталь крепчает: российские ученые нашли дешевый способ ее усилить