Nature Human Behaviour: Фактчекингу следует учить с детства
В эпоху, когда в интернете много дезинформации, а объективные факты часто ставятся под сомнение, психологи из Калифорнийского университета в Беркли предложили необычное решение: еще больше дезинформировать детей.
По словам Эвана Ортисио, аспиранта факультета психологии Калифорнийского университета и ведущего автора исследования, это может помочь детям научиться отличать факты от вымысла. Но это должно происходить при тщательном контроле и обучении.
Ортисио считает, что взрослым необходимо обучать детей проверять информацию, так как они уже знакомы с дезинформацией в интернете. Вместо того чтобы пытаться полностью обезопасить их онлайн-среду, нужно дать им инструменты для критической оценки информации.
По словам Ортисио, это подготовит детей к будущему, где они будут проводить время в интернете постоянно.
Учёные во главе с Ортисио провели два эксперимента с участием 122 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Они хотели выяснить, как меняется уровень скептицизма у детей в разных онлайн-средах.
В первом исследовании детям предложили электронную книгу с правдивыми и ложными утверждениями о животных. Например, рядом с изображением зебры были правдивые утверждения о том, что у зебр есть чёрные и белые полосы. Другим детям показывали ложные утверждения, что зебры бывают красными и зелёными. Дети определяли, правдивы эти утверждения или нет.
Во втором исследовании были смоделированы результаты поисковой системы. Детям также предлагали правдивые и ложные факты о животных.
Дети оценивали правдивость утверждения об инопланетном виде под названием «зорпи». На экране были изображения 20 зорпи. У одного пришельца было три глаза, остальные были в тёмных очках, которые скрывали их глаза.
Детей попросили решить, у всех ли зорпи по три глаза. Прежде чем принять решение, участники могли проверить утверждение: они могли снять очки с любого из инопланетян и посмотреть на его глаза. Поскольку дети ничего не знали о зорпи, их скептицизм мог быть основан только на оценке надёжности цифровой платформы.
Исследователи выяснили, что дети, которые тщательно проверяли утверждения Zorpies, также видели больше ложных утверждений о животных в начале исследования. А те, кто находился в более надёжной среде с меньшим количеством ложной информации, почти не проверяли факты.
Дети адаптируют свой уровень скептицизма в зависимости от качества уже полученной информации. Они могут разумно оценить, насколько можно доверять информации, даже если они почти ничего не знают о самом контенте.
Проект появился из-за необходимости понять, как дети чувствуют себя в мире, где всё больше онлайн-активности.
Предыдущие исследования показали, что примерно одна треть детей пользуется социальными сетями к 9 годам. Также было обнаружено, что несовершеннолетние сталкиваются с дезинформацией о здоровье вскоре после создания аккаунта на TikTok.
Даже платформы, предназначенные для детей, такие как YouTube Kids, могут содержать токсичный контент и недостоверную информацию. Это вызывает особую обеспокоенность, так как родители могут считать эти платформы безопасными для своих детей.
Однако новое исследование показывает, что это может создать ложное чувство безопасности и позволить вредным материалам оставаться без контроля и восприниматься как истинные.
Ортисио считает, что дети должны учиться отличать правду от неправды в условиях несовершенной среды. Это поможет им быть более бдительными в будущем.
Ортисио понимает, что у родителей не всегда есть возможность следить за тем, что ребёнок делает в интернете. Вместо этого он предлагает обсуждать с детьми, как проверять информацию и говорить о том, что они видят. Также важно понимать возможности и ограничения разных платформ.
Нам нужно не усилить скептицизм, а научить им пользоваться. В экспериментах проверка фактов была простой, а в реальной жизни будет трудной, и этот разрыв необходимо преодолеть, — заключает Ортисио.