PLOS ONE: Люди действительно начинают верить в многократно повторяемую ложь
Вера людей в науку о климате может ослабнуть после столкновения с противоречащей информацией, выяснили исследователи из Университета Южной Калифорнии и Австралии.

Исследование показало, как легко информация — даже ложная — может повлиять на мнение людей. Для этого нужно всего лишь повторить её несколько раз.
Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS ONE.
В ходе исследования выяснилось, что даже убеждённые в науке о климате люди начинали верить скептическим и проклиматическим убеждениям после того, как сталкивались с ними повторно.
Норберт Шварц, соавтор исследования и профессор психологии Дорнсайфского колледжа литературы, искусств и наук при Университете Южной Калифорнии и Школы бизнеса имени Маршалла при Университете Южной Калифорнии, обеспокоен тем, что это может повлиять на принятие решений, которые могут воздействовать на планету.
Правдивость
Исследования в области психологии показывают, что люди склонны верить утверждениям, которые соответствуют их собственным убеждениям.
Чем чаще человек сталкивается с определённым утверждением, тем более правдивым оно ему кажется. Это явление психологи называют «эффектом иллюзорной правды».
Группа исследователей решила изучить реакцию людей, верящих в климатическую науку, на скептические заявления о климате. В исследовании приняли участие 52 и 120 человек соответственно. Почти все участники (за исключением 10%) верили в то, что изменение климата происходит по вине человека.
В обоих исследованиях участники оценивали истинность утверждений о климате и погоде. Сначала они оценивали ряд утверждений по шестибалльной шкале, где «1» — „безусловно ложно“, а „6“ — „безусловно верно“.
Через 15 минут участникам показали ещё одну порцию утверждений, половина из которых повторяла предыдущие. Затем участников попросили определить, является ли утверждение научным или скептическим по отношению к науке о климате.
90% участников поддержали науку о климате. Они по-разному относятся к проблеме изменения климата:
Менее 10% считают изменение климата незначительной проблемой. При этом все участники, включая самых убеждённых, считали более обоснованными любые утверждения о климатических изменениях, даже если они противоречили их собственным убеждениям.
Ведущий автор исследования Мэри Цзян из Австралийского национального университета утверждает, что люди считают утверждения климатических скептиков более достоверными, если они были повторены хотя бы один раз.
Шварц отметил, что повторение сообщений приносит пользу, если в них правда и они побуждают к действиям. Но повторение может быть вредным, если сообщения ложные.
Одним словом, это исследование подчёркивает то, что мы узнали за многие годы: не стоит повторять ложную информацию. Наоборот, нужно повторять правду, чтобы в неё поверили.