PNAS: Пятилетние дети способны ориентироваться по карте
Многие исследования утверждают, что дети учатся ориентироваться по ориентирам — так называемая навигация по карте — только к 12 годам.
Но ученые из Университета Эмори доказали, что это не так.
Они создали виртуальный городок Tiny Town и с помощью МРТ проверили, как пятилетние дети запоминают и используют карту.
Оказалось, их мозг уже способен на это.
Результаты опубликованы в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.
Что есть в мозге для навигации
У взрослых три зоны мозга отвечают за ориентацию в пространстве:
- Зона распознавания мест PPA (Parahippocampal Place Area) — отличает, например, кафе от магазина.
- Ретросплениальный комплекс RSC (Retrosplenial Complex) — строит карту, чтобы перемещаться между точками.
- Затылочная зона пространства OPA (Occipital Place Area) — помогает не натыкаться на препятствия.
Раньше думали, что RSC развивается позже, но эксперимент показал: у пятилеток она уже работает. Дети не только запоминали, где в Tiny Town находятся две разные мороженицы, но и могли проложить маршрут к ним.
Как проходил эксперимент
Сначала дети гуляли по виртуальному городку, запоминали расположение зданий. Потом их просили ответить на вопросы:
- Видел ли ты это здание?
- Оно в горной части или у озера?
Большинство справилось. Затем участников помещали в МРТ-сканер, где они выполняли задания на запоминание карты. Чтобы дети не боялись, процесс превратили в игру:
- Тренировались «замирать» — это важно для четких снимков.
- Внутри сканера им было уютно — давали плед и подушку, говорили, что это «личный кинотеатр».
Раньше считалось, что навигация по карте требует долгого развития. Но оказалось, мозг осваивает ее гораздо раньше. Это меняет представление о детском познании.
Сейчас лаборатория изучает, как эти способности формируются у малышей 2-3 лет. Правда, с ними сложнее — они не всегда слушают инструкции. Ученые пробуют игры, мультфильмы и даже хлопья Cheerios, чтобы заинтересовать маленьких участников.
Дети в пять лет уже строят карты в голове — и делают это блестяще, — говорит Яэлан Джунг, ведущий автор исследования.
Этот эксперимент ломает стереотипы о детском развитии:
- Для науки — показывает, что сложные когнитивные функции (картографирование) появляются раньше, чем думали.
- Для образования — если дети уже в 5 лет используют «внутреннюю карту», можно адаптировать методы обучения.
- Для медицины — понимание нормы помогает выявлять отклонения (например, при аутизме или повреждениях мозга).
Ранее ученые сообщили, что дошколятам важнее осваивать поведенческие навыки, чем развивать академические способности.