PsyScience: Работа с архивом жертв нацизма влияет на гражданскую позицию
В двух исследованиях с участием 1500 человек ученые сравнили, как по-разному влияет на людей активная работа с памятью и просто получение информации.
Речь о проекте #everynamecounts — это цифровая инициатива архивов Арользена, где волонтеры оцифровывают документы жертв нацизма.
Одни участники сами работали с карточками узников концлагеря Бухенвальд. Другим просто рассказывали о преследованиях нацистов (первое исследование) или не давали никакой информации (второе исследование). Потом всех опросили.
Что выяснилось:
- Те, кто лично участвовал в проекте, чаще хотели поддерживать подобные инициативы и готовы были жертвовать больше денег на мемориалы.
- Они активнее выступали против дискриминации и за права человека — особенно охотно подписывали петиции против антисемитизма.
- У них крепче вера в то, что их действия имеют значение: они чувствовали, что действительно могут сохранить память о преступлениях нацизма и повлиять на будущее без ненависти.
Рут Дитльманн, координатор исследования (Hertie School):
Наши результаты показывают: когда человек не просто получает информацию, а сам участвует, это меняет его сильнее. Он начинает верить, что может
что-то изменить — а это главный двигатель гражданской активности.
Интересно и другое: работа с памятью о нацизме повысила интерес к другим историческим несправедливостям — например, к преступлениям колониализма. Участники чаще хотели поддерживать архивы, документирующие эти события.
Беренике Файерстоун (WZB):
Это опровергает миф, что память — игра с нулевой суммой: мол, если помнить об одном, другое забудется. На деле все иначе.
Флориан Азулай, директор архивов Арользена:
Для нас важно, чтобы люди не просто читали, а участвовали. Исследование подтвердило: #everynamecounts создает новую форму памяти — личной, но объединяющей людей по всему миру.
Этот эксперимент важен не только для историков, но и для всех, кто работает с социальными проектами. Он доказывает:
- Вовлечение > информирования. Пассивное потребление информации (лекции, статьи) не дает такого эффекта, как личное участие. Это важно для музеев, образовательных программ, НКО.
- Эффект «я могу». Люди, которые
что-то делают руками (пусть даже оцифровывают документы), начинают верить в свою способность влиять на мир. Это ключ к волонтерству и активизму. - Память не делится, а умножается. Участники, погрузившись в тему нацизма, захотели изучать и другие исторические травмы — значит, память о разных трагедиях не конкурирует, а дополняет друг друга.
Такие данные помогут создавать более эффективные проекты — от исторических архивов до кампаний против дискриминации.
Ранее ученые предположили, что в будущем люди смогут по желанию избавляться от травмирующих воспоминаний.