Раскрыт неожиданно простой секрет детской креативности
Современное образование иногда напоминает садоводство с GPS-навигацией: мы так увлеклись измерением роста каждого листочка, что забыли о простых основах.
Последние исследования в области развития креативности преподнесли специалистам по образовательным технологиям изящный парадокс. Все эти тщательно выстроенные системы управления классом, многостраничные протоколы вовлеченности и сложные метрики учета активности оказались… не особо эффективными.
А что же работает? Удивительно простые вещи – теплая поддержка, понятные правила и позитивное преподавание. Это как обнаружить, что суперсовременная система полива с датчиками влажности работает хуже обычной лейки и внимательного отношения.
В современных школах можно встретить впечатляющие документы: «Регламент развития креативного мышления», „График мозговых штурмов“, „Протокол фиксации нестандартных идей“. Звучит солидно. Выглядит внушительно. А результат? Стандартные, безопасные идеи и старательно заполненные формы отчетности.
Особенно забавно наблюдать за попытками административно организовать творческий процесс. «Обязательный час креативности», „Нормативы по генерации идей“, „Целевые показатели оригинальности мышления“ – все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Представьте себе указание: „Проявить спонтанность строго по графику“. Абсурд? Безусловно. Но именно так часто выглядят попытки зарегулировать творческий процесс.
Метаанализ исследований показывает четкую закономерность: чем больше формального контроля над творческим процессом, тем меньше в нем собственно творчества. При этом простые, почти очевидные вещи – четкие базовые правила (не ограничения, а именно правила), конструктивная обратная связь и эмоциональная поддержка педагога – дают удивительные результаты.
Современная система образования похожа на садовника, который настолько увлекся новейшими технологиями, что почти не общается с растениями. Датчики, графики, протоколы – все это, безусловно, может быть полезным. Но не тогда, когда становится важнее самого процесса роста и развития.
Статистика образовательных исследований демонстрирует любопытный феномен: скрупулезный учет вовлеченности учеников и строгий классный менеджмент не показывают значимой корреляции с развитием креативности. А вот создание поддерживающей среды и позитивный настрой – показывают устойчивую положительную связь.
Возможно, секрет эффективного развития детского творчества гораздо проще, чем принято считать в профессиональных кругах: создать безопасное пространство для экспериментов, обеспечить понятные базовые правила, поддерживать и поощрять нестандартные идеи. И – что, возможно, самое сложное для современной системы образования – не пытаться зарегулировать каждый шаг этого процесса.
Все эти многочисленные метрики, протоколы и формы учета… Не пора ли признать, что иногда они создают лишь иллюзию контроля над процессом, который по своей природе нуждается в свободе? Может быть, стоит сделать шаг назад и вспомнить, что иногда меньше – действительно больше? Особенно когда речь идет о развитии творческого мышления.
В конце концов, креативность – это не производственный процесс, который можно оптимизировать с помощью таблиц Excel. Это живой, органичный процесс, требующий, прежде всего, благоприятной среды и поддержки. Все остальное – вторично. И это, пожалуй, самое важное открытие в области развития детского творчества за последние годы.
Об авторе
Кристина Граль — признанный эксперт в сфере образовательных технологий с более чем 20-летним педагогическим стажем. Занимает пост директора по стратегическому развитию и исполнительного директора IThub group, а также возглавляет «О!ХАБ» в Сколково. За ее плечами более 10 лет опыта в маркетинге и PR, разработка образовательных методологий и создание инновационных проектов в сфере EdTech. Под ее руководством была создана первая в России сеть франшиз в сфере среднего профессионального образования, ставшая победителем конкурса франшиз России.
В 2023-2024 годах проекты под руководством Кристины Граль получили широкое признание профессионального сообщества. Они стали победителями конкурса „Лучший бренд СПО 2024“, EdTech Awards 2023 и БрендОБР 2024. Эксперт также отмечена наградой „Пресс-служба года РФ 2024“, стала лауреатом премии ММСО в номинациях „Личный бренд в образовании“ и „Цифровой колледж года“, успешно прошла программу акселератора Fast Track „Сколково“ в 2023 году.