Размер не имеет значения: что мотивирует студентов в групповых проектах
Проектное обучение, PBL, — это метод, который помогает развивать навыки через практические задачи. Его используют как на уроках иностранного языка, так и в других предметах.
Работа в группах — важная часть PBL, но до сих пор мало изучено, как на мотивацию студентов влияет размер команды и атмосфера в ней. Кроме того, личные качества, например уровень языка, тоже могут играть роль, но как именно — пока неясно.
Результаты опубликованы в журнале System.
Мицуко Танака, доцент Высшей школы устойчивых системных наук Университета Осаки, решила проверить, как групповое взаимодействие в PBL влияет на мотивацию студентов. В исследовании участвовали 154 студента, изучающих английский как второй язык. Их разделили на 50 групп по 3–5 человек и дали задание: подготовить проект на заданную тему и презентовать его. В конце семестра студенты заполнили анкету, где оценили:
- атмосферу в группе,
- свои убеждения о процессе обучения,
- уверенность в своих силах.
Оказалось, что размер группы не влияет на мотивацию, а вот обстановка в команде и личные установки — очень даже. Главный вывод: если в группе комфортно работать, мотивация растет, даже если у студентов разный уровень подготовки.
Это исследование подтверждает, что для успеха проектного обучения важно создать правильные условия, — говорит профессор Танака.
Надеюсь, эти результаты помогут преподавателям лучше организовать работу в группах.
Это исследование полезно тем, что:
- Практический подход — показывает, что важно не количество людей в группе, а их взаимодействие. Это упрощает организацию занятий.
- Учет индивидуальности — доказывает, что даже при разном уровне знаний мотивация может быть высокой, если в коллективе царит доверие.
- Гибкость методик — дает педагогам четкий ориентир: не нужно дробить студентов по уровню, важнее создать комфортную среду.
Ранее ученые признали видеоуроки неэффективными для обучения иностранным языкам.