Ученые объяснили, почему важно, чтобы ребенок сравнивал картинки
Внимательный взгляд на картинки может рассказать о памяти больше, чем кажется.

Маленькие дети учатся оценивать свои воспоминания, просто рассматривая и сравнивая картинки. Исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе выяснили: если двухлетний ребенок внимательно разглядывает и сопоставляет два изображения, через год он лучше понимает, насколько точно помнит увиденное.
Метапамять (метамемория) — это способность человека оценивать, насколько точно он
Это значит, что даже в раннем возрасте дети начинают тренировать способность анализировать свою память.
Результаты опубликованы в издании Nature Communications.
Ведущий автор исследования, профессор психологии Симона Гетти, объясняет:
Малыши не осознают, зачем они так внимательно смотрят на предметы, но сам процесс поиска и сравнения информации помогает им со временем научиться оценивать свои воспоминания.
Эксперимент провели с 176 детьми. В два года им показывали пары картинок и просили выбрать ту, которую они уже видели. Через год задание повторили, но теперь еще спрашивали, уверены ли они в своем ответе. Ученые следили за движением глаз детей — это показывало, как часто они переводили взгляд с одной картинки на другую.
Оказалось, что те, кто в два года чаще сравнивал изображения и давал правильные ответы, в три года точнее оценивали свою память. Они чувствовали уверенность, если помнили верно, и сомневались, если ошибались.
Интересно, что способность понимать свои и чужие мысли (так называемая «теория сознания») и описывать их словами не влияла на умение оценивать воспоминания. Возможно, эти навыки важны позже, когда дети учатся более сложному анализу.
Это исследование помогает понять, как формируется критическое мышление. Если родители и педагоги будут поощрять детей внимательно рассматривать предметы, сравнивать их и делать выбор, это может ускорить развитие навыков самооценки. Например, в игровой форме можно предлагать ребенку находить отличия между картинками или выбирать знакомые предметы из нескольких вариантов.
Однако исследование не учитывает, насколько часто дети сталкиваются с подобными задачами в повседневной жизни. Возможно, те, кто больше сравнивал картинки, просто чаще играли в подобные игры с родителями. Также неясно, сохраняется ли этот эффект в более старшем возрасте или он характерен только для раннего развития.
Ранее ученые выяснили, как колыбельные влияют на психику малышей.