Ученые узнали, почему одни слова запоминаются легче других
У многих слов есть невидимые помощники и враги — и они определяют, как быстро вы эти слова прочитаете.

Чтение слова — кажется, что может быть проще? Но за этим мгновенным действием скрывается сложная работа мозга, где переплетаются буквы, звуки и смыслы. Ученые давно знают: чтобы распознавать слова быстро и без ошибок, наш мозг опирается на устойчивые связи между их написанием и значением.
Особенно важна орфографически-семантическая согласованность — то, насколько значение слова похоже на значения его «соседей» по написанию. Например, слово „cat“ имеет соседа „cats“ (похожи и по буквам, и по смыслу), а вот „mouth“ — уже нет. В экспериментах, где люди определяют, реальное слово перед ними или нет, такие „дружественные“ соседи ускоряют реакцию. Но какие именно типы соседей влияют сильнее? Те, что образуются добавлением буквы (CAT → CATS), заменой (CAT → BAT) или удалением (SEAT → SAT)?
Орфографически-семантическая согласованность — степень, в которой слова с похожим написанием (например, «cat» и „cats“) имеют и схожие значения. Чем выше согласованность, тем быстрее мозг распознает слово, потому что его „соседи“ по буквам не сбивают с толку.
Команда профессора Ясуши Хино из Университета Васэда (Япония) вместе с коллегами из Канады дала ответ. Их исследование, опубликованное в издании Journal of Memory and Language, показало: главную роль играют соседи по добавлению букв и слова, полностью включающие в себя исходное (например, «cat» внутри „cats“). А вот замена или удаление букв почти не влияют на скорость распознавания.
Но самое интересное — противоборство двух сил:
- Ускорение, если соседи родственные по смыслу (например, «creamy» помогает распознать „cream“).
- Замедление, если соседи просто похожи по буквам, но не по смыслу (как «scream» мешает „cream“).
Такой механизм помогает читать быстрее, но тормозит, когда похожие слова ведут в тупик, — объясняет Хино.
Эти открытия не просто углубляют понимание чтения — они могут изменить методы обучения. Зная, как мозг связывает написание и смысл, можно разработать более эффективные способы учить слова.
Практическая ценность работы — в оптимизации обучения. Если мозг легче запоминает слова с «добавочными» соседями, учебные программы можно строить вокруг словообразовательных цепочек (например, „дом → домашний → домовой“). Это особенно важно для детей с дислексией или изучающих иностранные языки. Также результаты помогут улучшить алгоритмы обработки текста в ИИ, делая их ближе к человеческому восприятию.
Однако исследование ограничено английским языком, где орфография хаотична. В языках с прозрачной письменностью (например, испанский) или богатой морфологией (русский) влияние соседей может быть иным. Также эксперименты проводились на взрослых — неизвестно, как эти механизмы работают у детей.
Ранее ученые нашли генетическую корреляцию между способностями к счету и чтению.