Ученые выяснили, как в Средние века относились к инвалидам
В шведском городе Лунд нашли скелет мужчины с тяжелым переломом колена, который меняет представления о том, как в Средние века относились к людям с ограниченными возможностями.

Реконструкция перелома: голень отклонена на 45 градусов от бедра. Источник: Nelly Hercberg, Cultural Museum in Lund
Ученые изучили останки, применив 3D-моделирование и исторические записи, и выяснили: несмотря на инвалидность, этот человек не был изгоем — его лечили, о нем заботились и похоронили с почетом.
Результаты опубликованы в издании Open Archaeology.
Мужчине было около 30 лет, когда он сломал бедренную кость у колена — возможно, его лягнула лошадь или на ногу упал камень. Травма была настолько серьезной, что он не мог ходить без костылей или подпорки. Но анализ костей показал: ему оказывали помощь. Скорее всего, рану обрабатывали мазями из лаванды, опиума и спирта, а когда началось воспаление, вскрывали ее, чтобы удалить гной.
В те времена к инвалидности относились противоречиво:
- Церковь считала ее и наказанием, и испытанием, но при этом организовывала уход за больными.
- В законах увечья иногда связывали с преступлениями — например, за воровство могли отрубить руку.
- Важна была и «визуальная доступнось» травмы: если ее можно скрыть одеждой, к человеку относились снисходительнее.
Но этот мужчина, несмотря на хромоту, удостоился места у самого основания церковной башни — а такие могилы предназначались для уважаемых горожан. Видимо, его статус оказался выше предрассудков.
Законы и религиозные тексты рисуют идеализированную картину, — говорит исследователь Блэр Нолан. — Но кости и археологические находки показывают реальность: даже в суровые времена люди могли получать поддержку.
Этот кейс разрушает стереотип о тотальном отвержении инвалидов в прошлом. Он показывает:
- Медицинская помощь существовала даже без современных технологий — люди умели лечить сложные травмы.
- Социальный статус мог компенсировать физические недостатки — важно, кем ты был, а не как выглядел.
- История повседневности — такие находки дают голос «маленьким людям», о которых молчат хроники.
Авторы упускают важный нюанс: мужчина мог быть исключением, а не правилом. Его высокий статус — возможно, зажиточного бюргера или церковного служителя — не гарантирует, что крестьянин с такой травмой получил бы тот же уход.
Ранее ученые заявили, что синдром Дауна в Средние века не делал человека изгоем.