В Дании предлагают отменить оценки в школах
Отмена оценок и экзаменов может создать условия для более глубокого погружения в учебу и улучшить психологическое состояние учеников.
Но чтобы это сработало, нужна продуманная система обратной связи. К такому выводу пришли исследователи из Датского центра изучения молодежи (CeFU) при Университете Ольборга.
Исследование показывает, что отсутствие оценок освобождает пространство для новых методов преподавания, а они, в свою очередь, пробуждают у многих учеников другие формы мотивации, — говорит профессор Ноэми Катцнельсон, руководитель CeFU.
Ученые опросили 626 учеников (7–16 лет) и провели интервью с учителями из частных школ (friskoler) и школ-пансионов (efterskoler).
Само по себе отсутствие экзаменов и оценок не гарантирует ни лучших результатов, ни комфорта. Важно, чем их заменят — как будут поддерживать мотивацию, снижать давление и помогать учиться, — объясняет Катцнельсон.
Результаты исследования опубликованы в книге «Школы без экзаменов и оценок» (пока только на датском).
Отмена оценок дает преимущества, но они реализуются не полностью. Ученики говорят, что без оценок им проще концентрироваться, они меньше боятся ошибок, активнее интересуются предметами и лучше общаются с одноклассниками.
Но не все так однозначно. 20–25% опрошенных признались, что отсутствие оценок снижает их мотивацию и самодисциплину. Почти половине сложнее понять, на каком уровне они находятся.
Еще один важный вывод: сильные ученики выигрывают больше, чем остальные. Чтобы система работала для всех, нужна гибкая обратная связь — особенно для тех, кому учеба дается тяжелее.
Школам нужно развивать культуру обратной связи. Если этого не делать, некоторые ученики теряют интерес и перестают понимать, зачем вообще учиться, — подчеркивает Катцнельсон.
Как сделать обратную связь эффективной?
- Понимать, что мотивирует каждого ученика.
- Четко объяснять цели обучения.
- Давать учителям время на индивидуальную работу.
- Использовать разные виды обратной связи — не только итоговую, но и промежуточную.
- Следить за балансом: что сказано, как сказано и в какой форме.
Этот проект важен не только для Дании, но и для других стран, где обсуждают реформу образования. Он показывает:
- Оценки — не главное. Можно учиться без стресса, но только если заменить их
чем-то осмысленным. - Мотивация бывает разной. Кому-то важны достижения,
кому-то — интерес. Универсальных решений нет. - Обратная связь — ключевой элемент. Без нее система рушится, и страдают в первую очередь слабые ученики.
Исследование подтверждает: образование — это не про контроль, а про развитие. Но переход на новую модель требует системной работы.
Ранее ученые выяснили, что моментальное вознаграждение за хорошую оценку может повысить успеваемость.