В МГПУ созданы цифровые двойники Ушинского и Выготского
Московский городской педагогический университет разработал уникальные модели искусственного интеллекта — Аспирант Ушинского и Аспирант Выготского. Эти цифровые помощники созданы специально для преподавателей, студентов педагогических вузов, а также для родителей, интересующихся вопросами воспитания и развития детей.

В основе работы моделей лежат большие языковые модели, которые были дополнительно обучены на трудах известных учёных-педагогов.
Эти цифровые двойники примут участие в летнем фестивале МГПУ Red Brick Fest, который пройдёт 4 июля. Там они смогут пообщаться со студентами, абитуриентами и их родителями, ответить на вопросы и поделиться своими знаниями.
Исследователи из МГПУ применили технологии искусственного интеллекта, чтобы «оживить» наследие великих педагогов. Они создали в Telegram сервисы с трудами основателей отечественной педагогики. Поскольку ни Константин Ушинский, ни Лев Выготский не могут нести ответственность за суждения, сформированные искусственным интеллектом, даже если он был обучен на их работах, в МГПУ назвали свои проекты „Аспирант Ушинского“ и „Аспирант Выготского“.
Преподаватели могут опираться на виртуальных «Аспирантов» великих педагогов при составлении проверочных вопросов, подготовке к лекциям и организации самостоятельной работы студентов. Такие помощники помогут студентам быстрее находить нужную информацию и повысят их интерес к изучению основ педагогики.
Педагогическое наследие Ушинского и Выготского – это фундамент, на котором зиждется отечественная педагогика. А использование таких инструментов, как искусственный интеллект – это уже реальность, без которой современный образовательный процесс сложно представить. Взаимодействуя с нейросетью, студент знакомится со своей будущей деятельностью в игровой форме, при этом, изучая серьезные вещи, – отметил один из участников проекта, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, профессор Александр Савенков.
Разработанные «Аспиранты» базируются на мощной языковой модели YandexGPT, как пояснил Роман Куприянов, начальник управления информационных технологий и сервисов МГПУ. В программу были включены два тома научных работ Константина Ушинского и шесть томов трудов Льва Выготского. При получении запроса от пользователя программа анализирует работы педагогов и генерирует ответ на основе полученной информации.
В мире уже есть виртуальные персонажи, которые общаются с пользователем в стиле героев фильмов или исторических личностей. Цифровые «Аспиранты» великих педагогов, созданные в МГПУ, предназначены для использования в образовательном процессе преподавателями и студентами, – отметил Роман Куприянов.
«Аспиранты» — это уникальные помощники, которые могут стать настоящей педагогической энциклопедией. Они способны предоставить цитаты, провести анализ и помочь сделать выводы по запросу пользователя.
Благодаря тому, что Ушинский и Выготский представляют разные эпохи и профессиональные взгляды, пользователь может задать один и тот же вопрос обоим «Аспирантам». Это позволит получить всесторонние ответы, сравнить их и применить в жизни или работе.
Например, у «Аспиранта Выготского» можно узнать о концепции „зоны ближайшего развития“, которую ввёл в педагогическую науку Лев Семёнович. А „Аспирант Ушинского“ может рассказать о разнице между педагогическим и психологическим тактом и даже об использовании электронных ресурсов в образовании.
«Аспирантов»„представят“ в ходе традиционного ежегодного летнего фестиваля МГПУ Red Brick Fest, который пройдёт 4 июля во дворе главного корпуса университета на ВДНХ.
В рамках фестиваля будет организован лекторий, состоится встреча с ректором университета и представителями самых ярких студенческих организаций. Кроме того, гости мероприятия смогут «пообщаться» с цифровыми двойниками педагогов и задать им вопросы профессионального и личного характера. Например, можно будет спросить о том, как раскрыть свои таланты или помочь ребёнку справиться со стрессом при подаче документов в вуз.
Возможности представленных лингвистических моделей в образовательном процессе безграничны, считает профессор Александр Савенков, и в будущем, чтобы их расширить для студентов, можно создать в МГПУ «Аспиранта Макаренко» или „Аспиранта Песталоцци“. Виртуальные помощники тренируют навыки критического мышления у студентов. Например, преподаватель может поставить задачу студентам с помощью „Аспиранта“ создать педагогический кейс и способы решения ситуации, обсудить эти советы, сравнить ответы нейросети с первоисточником.
В прошлом году Ученый совет Московского городского педагогического университета первым из российских вузов разрешил студентам пользоваться нейросетями при подготовке выпускных квалификационных работ. При этом, в источниках им необходимо указывать всех «соавторов», в том числе и нейро-»Аспирантов» МГПУ. Соблюдение этого условия отслеживает система „Антиплагиат“, которая распознает тексты, сгенерированные искусственным интеллектом.