Волны против логики: почему в шторм мы хуже соображаем
Ученые из СПбГУ, Института психологии РАН и Академического университета гуманитарных наук выяснили, как морская качка влияет на мозг.
Эксперименты проводили на яхте «Дружба» — в условиях, когда волны отражаются от скал, сталкиваются с новыми, создавая хаотичное движение. В такой обстановке человек хуже оценивает размеры предметов, его движения становятся менее точными.
Результаты исследования опубликованы в материалах всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экстремальная психология: интеграция науки и практики».
Исследования в экстремальных условиях — не новость. Еще в СССР, с 1979 по 1992 год, изучали, как качка влияет на операторов. Сейчас работу продолжают: например, проверяют, как космические полеты и тренировки сказываются на космонавтах.
В новом эксперименте ученые смотрели, как качка меняет восприятие зрительных иллюзий.
В обычной жизни мы иногда видим предметы разными по размеру, хотя они одинаковы — это норма. Но если иллюзии усиливаются или слабеют, это может говорить о проблемах — от стресса до серьезных заболеваний.
В условиях качки люди чаще ошибались в оценке длины линий, чем в их наклоне. Движения становились резкими, менее точными.
Мы увидели эффект, похожий на тот, что бывает в невесомости: линии, которые должны быть ровными, искривлялись. Это подтверждает теорию, что мозг по-разному обрабатывает направление и длину движения, — объясняет Валерия Карпинская, доцент СПбГУ.
Дальнейшие исследования помогут улучшить интерфейсы для моряков, пилотов и космонавтов, а также методы реабилитации для людей с нарушениями координации.
Такие исследования помогают:
- Улучшить безопасность — если знать, как качка или невесомость влияют на восприятие, можно разработать более удобные приборы для моряков и космонавтов.
- Точнее готовить специалистов — понимая, как мозг реагирует на стресс, можно адаптировать тренировки.
- Помогать в медицине — данные пригодятся для реабилитации людей с вестибулярными нарушениями.
Это не просто академический интерес — результаты можно применить в реальной жизни.
Раенее российские ученые создали испытательный стенд для калибровки навигационных систем.