Зачем врачи в РНИМУ им. Н.И. Пирогова изучают IT

24.09.2024670

В РНИМУ им. Н.И. Пирогова можно получить знания не только по основной специальности, но и освоить ИТ-профессию, например, программиста или аналитика данных. Это стало возможным благодаря проекту Цифровые кафедры.

Зачем врачи в РНИМУ им. Н.И. Пирогова изучают IT

О том, что это такое и зачем врачу разбираться в ИТ, пресс-служба Университета поговорила с Алексеем Владимировичем Павлюком — директором по цифровой трансформации РНИМУ им. Н.И. Пирогова и руководителем «Цифровой кафедры».

— Как началась реализация этого проекта?

— В 2022 году Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ совместно с Министерством науки и высшего образования РФ в рамках программы «Приоритет 2030» предложило проект для вузов, участвующих в программе. Целью данного проекта является обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями.

— На «Цифровой кафедре» студенты получают дополнительную профессию?

— В рамках данного проекта студенты получают дополнительные компетенции по направлениям программирования и анализа данных. Обучение рассчитано минимум на 250 часов, наша программа 2023/2024 учебного года реализуется — 252 часа. В итоге им вручается диплом о дополнительном профессиональном образовании и присваиваем квалификацию программист.

— Студентам каких направлений это интересно в первую очередь?

— Конечно, в первую очередь это интересно студентам медико-биологического факультета, это непосредственно касается их будущей деятельности. Впрочем, студенты других факультетов, лечебного и педиатрического, тоже принимают участие в нашей программе, освоение ИТ развивает компетенции, которые им пригодятся в дальнейшей работе.

— Как поступить на обучение по программе и каковы его условия?

— Это бесплатное обучение, оно продолжается от девяти до пятнадцати месяцев. Поступить на «Цифровую кафедру» могут студенты, начиная с третьего курса, а также ординаторы. Они подают заявку, после чего мы их зачисляем.

Образовательный процесс проходит в очно-заочной форме во внеучебное время, как правило, вечером. Мы предлагаем студентам несколько слотов, когда они могут подключиться к лекционным занятиям, проходят семинары, разбирают текущие вопросы. Система достаточно гибкая, мы подстраиваемся под студентов. А они всегда могут вернуться на шаг назад и повторить материал, если есть необходимость. Практику они проходят отдельно, мы привлекаем к ней ведущие исследовательские центры.

В рамках программы студенты проходят три ассесмента. Контроль осуществляем не мы, а Университет «Иннополис» в дистанционном формате. Это независимая оценка, в ходе которой смотрят на развитие студентов. Первый контроль входной, он нужен для того, чтобы понять уровень пришедшего на обучение по программе. У всех, кто пришел на обучение, есть вводный курс, когда мы поясняем, что называется, „на пальцах“, что такое „Цифровая кафедра“ и для чего это нужно. В рамках второго ассесмента смотрят динамику развития. Во время третьего („выходного“) контроля сравнивают ответы обучающихся с их ответами при поступлении.

— Предполагается ли итоговая аттестация внутри РНИМУ им. Н.И. Пирогова?

— Мы обязательно ее проведем, но она не будет сложнее, чем выходной контроль.

— Какие программы и инструменты студенты изучают?

— В прошлом году они изучали Python в рамках курса «Основы программирования и бизнес-аналитики для медицинских работников», а в этом — язык программирования R при прохождении курса „Статистика и цифровой анализ медицинских данных“. Он используется во всех современных инструментах статистического анализа данных. А это, в свою очередь, нужно во всех клинических испытаниях, при составлении методических и клинических рекомендаций, в рамках подготовки научно-исследовательских работ, для обработки административной статистики и т. д.

В итоге студенты учатся понимать язык ИТ, и ставить правильно задачи на разработку цифровых медицинских продуктов.

— Какие у Вас планы по развитию «Цифровой кафедры»?

— Мы стараемся корректировать и программу, и сам процесс обучения по итогам выпуска. Это позволяет наладить наше взаимодействие самым удобным и продуктивным для наших студентов образом. Например, в прошлом году выпускники получили дипломы программистов, но мы понимаем, что им нужны и другие направления, поэтому вводим квалификацию «аналитик».

Также мы пробуем новые подходы в обучении, привлекаем индустриальных партнеров, сотрудничаем с разными образовательными центрами и университетами. Так, в этом году программа реализуется совместно с РТУ МИРЭА, что уже дало положительную динамику в обучении.

В мае этого года мы планируем часть студентов, которые особенно успешно осваивают программу, направить в научные центры, где ведут клинические исследования, чтобы они поработали в научных группах и на практике поняли применимость тех знаний, которые они получали. Они смогут поработать вместе с аналитиками и программистами над внедрением каких-то модулей в медицинские информационные системы. Также мы намерены отправить студентов на практику, например, в «Яндекс», где они будут делать не какой-то абстрактный продукт, а решать актуальную задачу, над которой специалисты „Яндекс“ работает в настоящее время.

В следующем учебном году мы уже планируем реализацию программы с «Яндексом», а также с несколькими вузами в сетевой форме. Одну программу будем делать на своей собственной базе, непосредственно в РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Ее условное название — „Искусственный интеллект в медицине“, там будет небольшое число студентов, которых мы наберем по конкурсу. С привлечением выпускников в будущем планируем создать центр компетенций и включить его в проект, реализуемый Университетом в области искусственного интеллекта.

— Зачем будущим врачам ИТ?

— Все наши базовые структурные подразделения ведут большую клиническую работу по подготовке рекомендаций, поэтому на специалистов со знанием ИТ большой запрос от главных врачей. Чем серьезнее эти знания, тем проще нашим выпускникам будет двигаться в рамках научного трека, в области административной статистики, работать в медицинских информационных системах. К примеру, многие студенты уже используют информационные технологии при подготовке дипломных работ и работ в научных кружках. Недавно прошла Пироговская конференция, и на ней студенты представляли доклады, которые сделали с помощью освоенных инструментов ИТ.

Еще очень важно понимать алгоритмы и механизмы взаимодействия с разработчиками и программистами. Только так им можно ставить правильные задачи и контролировать их работу.

Сейчас меняется представление о мире в целом, появляются технологии, которых раньше не было. Если мы не будем давать знания о них, то выпускникам все равно придется их осваивать, но уже на рабочем месте и самостоятельно.

Знания и компетенции в области ИТ современным студентам жизненно необходимы. Конечно, они не заменят знания анатомии, морфологии, гистологии, основных фундаментальных наук, но помогут быстрее ориентироваться в актуальном пространстве, быстрее осваивать информационные системы, которые сейчас внедрены везде и успешно работают.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Общество

Ученые выяснили, зачем мы следим за чужими ссорами
Ученые выяснили, зачем мы следим за чужими ссорами

Что общего между ребенком, шимпанзе и зри...

Росатом запустил экскурсии к квантовому компьютеру
Росатом запустил экскурсии к квантовому компьютеру

Российский квантовый компьютер уже не&nbs...

Что такое цифровая дидактика и как она меняет обучение
Что такое цифровая дидактика и как она меняет обучение

В эпоху, когда смартфоны стали продолжением ру...

Ученые выяснили, как люди становятся влиятельными
Ученые выяснили, как люди становятся влиятельными

Почему одни люди незаметно оказываются в 

Не все то золото: почему 9 из 10 научных идей отправляются в корзину
Не все то золото: почему 9 из 10 научных идей отправляются в корзину

За каждым великим открытием стоит не толь...

Росатом и Омская область будут развивать квантовые технологии
Росатом и Омская область будут развивать квантовые технологии

Квантовые технологии добрались до Сибири&

Лепет как пророчество: что игры младенца говорят о его будущем
Лепет как пророчество: что игры младенца говорят о его будущем

Что, если способности вашего ребенка в&nb...

Люди могли прийти в Америку раньше, чем считалось
Люди могли прийти в Америку раньше, чем считалось

Белые Пески Нью-Мексико хранили секрет 23 000 ...

CEO-манипуляторы: как игра в переговоры делает их богаче
CEO-манипуляторы: как игра в переговоры делает их богаче

Они получают больше не потому, что л...

Ученые выяснили, что держит нас на плаву, когда мир рушится
Ученые выяснили, что держит нас на плаву, когда мир рушится

Психологи нашли эмоцию, которая важнее ощущени...

Школьники разрабатывают роботов для атомной энергетики
Школьники разрабатывают роботов для атомной энергетики

Атомная энергетика – сложная сфера, но&n...

Научная вселенная: новый сезон и партнерство с Росатомом
Научная вселенная: новый сезон и партнерство с Росатомом

Молодые ученые получили шанс воплотить свои ид...

Деньги против логики: что одерживает верх в нашей голове
Деньги против логики: что одерживает верх в нашей голове

Почему мы верим в гомеопатию, даже е...

PLOS Computational Biology: Косвенное наказание работает лучше прямого
PLOS Computational Biology: Косвенное наказание работает лучше прямого

Ученые разобрались, что выгоднее: наказат...

Невидимые нити: как пространство диктует, кто с кем будет говорить
Невидимые нити: как пространство диктует, кто с кем будет говорить

Почему в одних сообществах идеи распростр...

Лингвисты опровергли прежнее значение имени Атилла
Лингвисты опровергли прежнее значение имени Атилла

Когда Аттила вел свои орды на Рим, о...

В Австралии нашли самое древнее высокогорное поселение
В Австралии нашли самое древнее высокогорное поселение

В промерзших горах Австралии нашли пещеру, где...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха