Зачем будущим инженерам нужны критическое мышление, эмпатия и ответственность
Я могу написать идеальный код за три часа, но не могу объяснить клиенту, почему его приложение не работает — такую фразу сейчас можно услышать от многих технических специалистов.

Пока одни продолжают оттачивать навыки программирования, другие осознают простую истину: в современном мире разработки технологий мало быть просто хорошим инженером. Эксперт по образовательным технологиям Кристина Граль утверждает, что рынок труда трансформируется, а с ним и требования к IT-специалистам. Сейчас работодатели ищут не просто людей, способных писать код, а тех, кто может критически мыслить, проявлять эмпатию и брать на себя ответственность за создаваемые технологии.
Знания языков программирования и алгоритмов сегодня — это лишь входной билет в профессию, — говорит Кристина Граль, эксперт по образовательным технологиям.
По ее словам, мы переживаем интересное время, когда для создания ИИ-систем и других сложных технологических решений одних технических навыков уже недостаточно.
В индустрии, где алгоритмы принимают все больше решений, инженеры должны не только уметь их создавать, но и критически их оценивать. Критическое мышление позволяет задавать неудобные вопросы: что произойдет, если эта система ошибется? Кто пострадает? Можем ли мы это предотвратить?
И дело не только в предотвращении ошибок. Современные технологические компании все чаще ищут специалистов, которые могут выйти за рамки чистой технической работы. На собеседованиях кандидатов теперь спрашивают не только о том, как они решили бы определенную техническую задачу, но и о том, как их решение повлияет на различные группы пользователей.
Эмпатия — еще один навык, который раньше считался ненужной «начинкой» для технарей, а теперь становится необходимостью. Когда разработчики создают системы машинного обучения, они должны помнить, что обучают их на данных о реальных людях и для реальных людей. Без понимания разнообразия пользователей возникает риск создать продукт, который будет работать только для части аудитории.
Интересно, что работодатели начинают это понимать. В описаниях вакансий все чаще появляются требования к «мягким навыкам», таким как умение работать в команде, коммуникабельность и этическая осознанность. Причем если раньше они были фоновыми, то теперь часто выходят на первый план.
Ответственность за создаваемые технологии — это не просто популярный термин из HR-словаря. Это понимание того, что написанный код может повлиять на чью-то жизнь, чьи-то возможности, чей-то доступ к услугам. Например, система распознавания лиц, которая хуже работает с определенными типами внешности, может создать дискриминационные ситуации. Алгоритм одобрения кредитов, обученный на исторически предвзятых данных, может продолжать закреплять существующее неравенство.
Кристина Граль отмечает, что тренд на усиление важности этих навыков появился не на пустом месте. Он связан с растущим пониманием того, что технологии — это не нейтральный инструмент. Они несут в себе ценности и предубеждения своих создателей, а значит, требуют осознанного подхода к разработке.
Профессиональные сообщества тоже реагируют на эту тенденцию. Появляются специальные курсы по этике в технологиях, проводятся конференции по ответственной разработке ИИ. Даже крупные технологические компании, которые раньше были сосредоточены исключительно на инновациях, теперь создают этические комитеты и разрабатывают принципы ответственного использования технологий.
Конечно, это не значит, что технические навыки уходят на второй план. Наоборот, они должны дополняться способностью видеть картину шире. Умение писать сложные алгоритмы всегда будет ценным. Но инженер, который может не только создать алгоритм, но и понять его влияние на общество, будет на голову выше коллег.
Любопытно, что этот тренд совпадает с более широким сдвигом в образовании в целом. Педагоги и работодатели признают, что в эпоху, когда информация доступна в один клик, а рутинные задачи все чаще автоматизируются, именно человеческие качества — способность критически мыслить, проявлять эмпатию, брать на себя ответственность — становятся нашим главным конкурентным преимуществом.
Так что если вы студент технического вуза или уже работающий инженер, возможно, стоит уделить внимание не только изучению нового языка программирования, но и развитию этих навыков. В конце концов, код могут написать многие, но создать по-настоящему полезный, этичный и инклюзивный продукт способны лишь те, кто понимает людей так же хорошо, как свой компьютер.
Наблюдения Кристины Граль подтверждаются и недавним исследованием Университета Калгари. Ученые проанализировали требования работодателей к специалистам по данным и выяснили, что компании все чаще ищут людей с развитыми «мягкими навыками». В исследовании особо отмечается, что спрос на такие навыки, как эмпатия, этическая осознанность и критическое мышление обусловлен растущим пониманием того, что технологии должны разрабатываться с учетом их влияния на общество, а для этого нужны специалисты, способные мыслить шире обычных технических задач.
Об эксперте
Кристина Граль — эксперт по образовательным технологиям, бизнес-креатор в сфере EdTech, директор по стратегическому развитию и исполнительный директор IThub group, генеральный директор «О!ХАБ» в Сколково, педагог с более чем 20-летним стажем.
Ранее Кристина Граль рекомендовала осваивать математику на жизненных задачах.